КОМПРОМИСС В ЖАНАОЗЕНЕ – ПРИМЕР ДЛЯ МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ

/uploads/thumbnail/20170709102831583_small.jpg

Новостные ленты сообщили, что в Жанаозене после встречи с акимом Мангистауской области Аликом Айдарбаевым бастовавшие в течение шести дней работники буровой компании ТОО «Бургылау» согласились прекратить свой протест, пишет radiotochka.kz.

Летопись рабочего движения в независимом Казахстане не изобилует позитивными примерами. Скорее, наоборот: большинство трудовых конфликтов, как правило, заканчиваются не в пользу работников наемного труда. Понятно, что в этом смысле казахстанские стачечники идут по пути, проложенному международным рабочим движением, история которого не только поучительна, но и трагична в плане бескомпромиссного классового противостояния.

Самым печальным примером отечественной практики борьбы рабочих за свои права стали забастовки нефтяников Жанаозена в 2010-2011 годах, которые в итоге закончились памятной трагедией. Организаторы и активисты того стачечного движения получили тюремные сроки, а часть менеджеров нефтяных компаний, не сумевших или не захотевших пойти на компромисс, была фактически разогнана.

Тогдашние события показали, что если решение подобных трудовых конфликтов отдать исключительно на откуп работодателям, то ничего путного из этого не выйдет. Кажется, власти сумели наконец-то сделать правильные выводы, и, судя по всему, именно активная и конструктивная позиция руководства области сыграла решающую роль в прекращении забастовки работников буровой компании.

Следует заметить, что буквально накануне с довольно непонятным для развивающейся ситуации заявлением выступила министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова. По ее словам, рабочие-бурильщики требовали условий, которые не предусмотрены в их трудовых договорах с работодателем. То есть получалось, что эти требования как бы незаконны.

При этом делался весьма прозрачный намек на то обстоятельство, что средние зарплаты в Жанаозене и без того значительно выше, чем где-либо в стране. В тот момент почему-то вдруг вспомнилось, что именно этот зубодробительный аргумент широко использовался и в период, предшествовавший трагедии декабря 2011 года в Жанаозене. Тогда «писаки» из группы информационной поддержки так называемого топ-менеджмента нефтяных компаний без конца педалировали тезис о непомерности финансовых запросов рабочих-нефтяников. А после того, как грянул гром, вся эта публика разбежалась и очень долго не высовывала носа из своих убежищ.

На сей раз градус претензий к рабочим был несколько ниже, но их направленность не вызывала сомнений. Особенно умилял такой аргумент: руководство предприятия не против повышения окладов, но денег на это нет. В соцсетях тут же появилась информация о владельцах компании и полученной ими за последние годы прибыли. Она не совсем вязалась с утверждением о нехватке средств для удовлетворения требований бастующих. Одним словом, завязывался типичный клубок классовых противоречий. А как известно из истории, если они не получают своевременного разрешения, то последствия могут оказаться самыми неожиданными. 

Памятуя о прошлых просчетах и не желая еще больше обострять ситуацию, инициативу в свои руки взяла местная власть в лице акима области Алика Айдарбаева, который лично прибыл на место и провел переговоры с бастующими рабочими. Наверняка это был непростой разговор. Но, как бы то ни было, удалось достигнуть договоренности по всем пунктам требований, которые выдвигали забастовщики. И это касается не только вопросов материального характера, но и права рабочих самим выбирать председателя профсоюза.

На наш взгляд, данное обстоятельство заслуживает особого внимания и может только приветствоваться. События 2010-2011 годов показали, что отсутствие на местах авторитетных профсоюзных лидеров, способных донести требования рабочих до тех, кто мог бы их решить, рано или поздно заводит в тупик любой переговорный процесс. Неумение работодателей идти на компромисс приводит к отчаянию забастовщиков и может стать катализатором неуправляемых процессов. В Жанаозене такое уже проходили.

Поэтому созданный прецедент может стать достойным подражания примером того, как местным властям следует гасить возникающие очаги социального напряжения. Не уповать на работодателей, отдавая им на откуп решение трудовых конфликтов, а брать инициативу в свои руки, проявляя политическую волю и государственную прозорливость.

Комментарий в тему

Нурлан Еримбетов, президент «Гражданского альянса Казахстана»:

— Во многих конфликтах сегодня большую роль играет субъективный фактор — взаимоотношения власти и общества, ситуация внутри властных структур, в масштабе отдельно взятого региона или района, атмосфера на конкретном предприятии. Поэтому я считаю, что налицо пример того, как власти на местах следовало бы работать с народом. Приехать, выслушать, найти нужную тональность диалога. Этот прецедент должен стать примером для многих.

Зачастую люди протестуют, потому что не хватает информации либо их не слышат и не слушают. Люди должны видеть перспективу, а не упираться в глухую стену непонимания или отторжения. Они должны знать, на что они могут рассчитывать, чего им ждать в обозримой перспективе.

Оставить комментарий

Связанные Статьи