Машиностроительные отрасли стран СНГ при существенном различии по мощности и видам продукции имеют схожую историю развития и общие проблемы, препятствующие реализации потенциала отрасли, считает начальник отдела стратегического анализа и мониторинга аналитического управления ЕАБР Ардак Ташенов, сообщает Qamshy.kz со ссылкой на bnews.kz.
Машиностроение - важнейшая отрасль экономики любого индустриально развитого государства, производящая всевозможное оборудование, машины, станки, приборы, а также товары для населения. За последнее годы машиностроение в странах СНГ является лидирующей по темпам роста отраслью.
В постсоветский период развития экономик до 2000 года наблюдался резкий спад производства в машиностроительном секторе, связанный с общей ситуацией в экономиках и нарушением налаженных хозяйственных связей. Вскоре наступил восстановительный этап роста, который был приостановлен кризисными явлениями 2008 года. В настоящее время отмечается посткризисный рост выпуска изделий, занятости и производительности труда в отрасли.
О потенциале развития отрасли свидетельствует довольно быстрое восстановление темпов роста производства продукции машиностроения с 2010 года. Однако эти темпы значительно ниже роста спроса на данную продукцию, удовлетворяемого за счет импорта.
Сегодня отрасль нуждается в дальнейшем эффективном и качественном развитии. Перед странами стоят общие задачи по сохранению и развитию потенциала машиностроения путем осуществления эффективной промышленной политики.
Место машиностроения в структуре экономик различается: если в Казахстане оно создает только 0.5% ВВП, то в России тот же показатель равен 3,2% (см. таблицу). Однако это относительно низкие показатели по сравнению со странами – лидерами производства машиностроительной продукции. Только в Беларуси этот показатель сопоставим по уровню ( 7.9%).+
Что же мешает развитию машиностроения?
Машиностроение стран СНГ характеризуется низким уровнем производительности труда по сравнению с государствами – лидерами мирового машиностроения, где она выше, как минимум, в 2-3 раза. Объем экспорта машиностроительной продукции за пределы Содружества невелик не только из-за технологического отставания, но и из-за отсутствия эффективных систем продаж и поддержки экспорта.
Одна из основных проблем развития машиностроения – отсутствие доступного финансирования, что снижает уровень инвестиций в отрасль. Отрицательное влияние на развитие машиностроительных предприятий оказывает высокая энергоемкость производства. Все это приводит к низкому уровню рентабельности продукции, её низкой конкурентоспособности. Износ основных фондов, устаревшее оборудование и технологии не позволяют производить рентабельную продукцию.
Начавшееся вступление стран СНГ в ВТО привело к обострению конкуренции на рынке. Сама по себе конкуренция может иметь и позитивные последствия, но, учитывая описанные выше проблемы машиностроительной отрасли, положение некоторых ее подотраслей может серьезно ухудшиться после окончания переходных периодов по изменению таможенных тарифов на продукцию машиностроения, если не принимать меры по решению проблем вступления в ВТО.
Необходимо отметить и положительные моменты. В последние годы происходит быстрое обновление и модернизация производственных мощностей некоторых подотраслей машиностроения, в первую очередь ориентированных на удовлетворение внутреннего потребительского спроса (легковые автомобили, бытовая техника и др.), что определяет рост конкурентоспособности продукции и способствует импортозамещению.
Растущие рынки стран СНГ привлекают иностранных инвесторов, которые в последние годы активно развивают производства на территории Содружества (наглядный пример – промышленная сборка иностранных автомобилей ведущими мировыми автоконцернами). Этот процесс создания иностранных производств на территории СНГ расширяет возможности для освоения и распространения иностранных технологий и компетенций.
Уже несколько лет развитие некоторых подотраслей машиностроения в Содружестве – часть государственной экономической политики. Происходит активизация государственной поддержки машиностроения. Пример – консолидация авиастроительных и судостроительных предприятий в России и активное привлечение к финансированию отрасли банков развития, государственная программа индустриализации в Казахстане, господдержка автомобильной и тракторной промышленности в Беларуси.
Относительно благоприятная фискальная политика в странах СНГ создает дополнительные перспективы развития машиностроения. Фискальная нагрузка на экономику ниже, чем, например, в Германии, и в процессе развития машиностроения фактор более низких фискальных издержек может заметно повысить его конкурентоспособность.
Страны СНГ обладают «исторической» базой машиностроения: некоторые находящиеся в настоящий момент в упадке отрасли были высокоразвитыми в советский период. Отчасти сохранившиеся кадры, конструкторские бюро, часть производственных мощностей по-прежнему способны активно участвовать в их восстановлении.
Усиление интеграционных процессов позволит восстановить и развить исторически сложившиеся производственные связи машиностроительных производств.
ИНДЕКСЫ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА МАШИНОСТРОЕНИЯ В 2008-2011гг. (в постоянных ценах, в % к предыдущему году) И ДОЛЯ В ВВП (в текущих ценах, в % к общему объему)
Примечание: * включая металлургию, ** включая деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность
Источник: Статкомитет СНГ, http://www.cisstat.org/
Ардак Ташенов, начальник отдела стратегического анализа и мониторинга аналитического управления ЕАБР
Оставить комментарий