ТРАНЗИТ ВЛАСТИ: КАКОЙ СЦЕНАРИЙ ПРИЕМЛЕМ ДЛЯ КАЗАХСТАНА?

/uploads/thumbnail/20170709134917478_small.jpg

Для многих мировых политологов, транзит власти имеет различные значения. Допустим, для казахстанского политолога Досыма Сатпаева транзит власти – это смена политической системы, а не одного правителя, то есть переделка всего постамента. А другие политологи считают, что транзит власти – это смена верховного руководства. Например, политолог из Узбекистана Фарход Аминжонов считает, что транзит власти – это смена формы правления и определенных личностей в политических кругах. 

На сегодняшний день, транзит власти - крайне актуальный вопрос среди стран Центральной Азии.  В некоторых странах это проходит крайне спокойно, так как политическая система устойчива, а в некоторых не спокойно. Допустим, в Туркменистане процесс смены власти прошел в «беззвучном режиме», когда в Кыргызстане этот же процесс прошел на «всю громкость».

На сегодняшний день, действующим президентом Туркменистана является Гурбангулы Мяликгулыевич Бердымухамедов. Он был избран в 2007 году. С 1991 до 2007 года правителем Туркменистана был Сапармурат Атаевич Ниязов. Как и многие страны Средней Азии, Туркменистан представляет собой тоталитарный режим. Транзит власти после бессменного правителя, Ниязова, прогнозировался закончиться гражданской войной. Ожидался катастрофический сценарий. Однако процесс смены вождя прошел спокойно, в «беззвучном режиме». Так называемая элита Туркменистана, то есть силовики, и администрация президента быстро разделили власть между собой после смерти Ниязова. Видимо, Гурбангулы Мяликгулыевич Бердымухамедов оказался самым подходящим.

Он был одним из близких людей президента. Новая власть смогла сохранить контроль над ситуацией в стране. Благодаря усилению контроля внутренних и внешних границ удалось удержать видимость стабильности страны. Быстрое назначение нового правителя, без каких – либо споров внешне показало единство представителей власти Туркменистана. Со сменой главы государства никаких значительных изменений не произошло. Также, в экономике страны произошли незначительные изменения связанные нефтегазовой сферой. Более того, Туркменистан так же имеет огромный запас углеводородов. 20 августа 2008 года Гурбангулы Мяликгулыевич Бердымухамедов принял закон  «об углеводородных ресурсах», что поспособствовало обеспечить эффективное использование природных ресурсов страны. В будущем прогнозируются значительные темпы роста экономики Туркменистана. Думаю, что во многом есть заслуга Ниязова, он смог создать условия для дальнейшего развития экономики страны.

Что касается Кыргызстана,  в стране произошли две крупные революции в 2005 (государственный переворот в Кыргызстане)  и в 2010 годах. Революция 2010 года привела к смене правительства. Народ митинговал очень часто в 2010 года на волне антиправительственных выступлений. Причинами революции являлись: низкий уровень жизни, социальные и экономические проблемы страны, борьба за власть, недовольство населения резким повышением цен на коммунальные и другие услуги.

После апрельской революции, временным правительством управлял Курманбек Бакиев. Однако народ не поддержал этого решения. После чего Бакиев сбежал в Казахстан. В связи с этим, в стране происходила периодическая смена власти. После захвата власти оппозиционерами, соседние страны Кыргызстана отреагировали негативно. К примеру, Казахстан и Узбекистан закрыли свои государственные границы с Кыргызстаном.

Можно сказать, что революция 2010 года привела к свержению Курманбека Бакиева и Розы Отунбаевой и приходу на их пост Алмазбека Атамбаева (в 2011 году). В Кыргызстане процесс смены власти происходит «на всю громкость», так как сопровождается государственными переворотами, захватом власти и революциями.

Недавно, в Узбекистане тоже произошел процесс смены власти. Пока все происходит спокойно. Но вопрос не в том кто займет пост Ислама Каримова, а что будет после смены власти?!

Безусловно, многое зависит от государственной структуры и политической системы. Большинство стран Центральной Азии правят тоталитарным и авторитарным режимами, хотя считаются демократичными странами. Почему так? Потому что, в странах Центральной Азии один правитель руководит, чуть ли не веками.

Если говорить о Республике Казахстан, недавно произошли некоторые перемены в правительстве, то есть перестановки. Многих казахстанских политологов разочаровали такого рода перестановки. Вот что думает народ по поводу недавних перемен в правительстве.

Аноним

«Кто бы ни был сейчас премьер-министром, будь он хоть семи пядей во лбу, не стоит ожидать от этого каких-то серьезных улучшений, реформ. У нас правительство менялось уже 9 раз, и при этой системе мы каждый раз сталкиваемся с тем, что каждый раз у руля государства находятся одни и те же лица, просто по несколько раз меняются местами. Та же обойма, которая 15 лет назад была, она и остается. Тот же состав, который в самые благоприятные периоды не смог довести до логического конца ни одну принятую программу. Миллиарды ушли просто непонятно куда», - подчеркнул политолог.


Премьер у нас ничего не решает, он даже вице министров не может назначить поэтому у него полномочия маленькая, надо кардинально менять политическое решение ,остановит инвестицию иностранных капиталов, у казахов есть пословица Көрпене қарап көсіл деген поэтому государству надо развивать что имеем мы в бюджете страны, все контракты с иностранцами пересмотреть ,отменит льготы на бюджет, перепроверит продаж стратегических сырье они по какой цене продается строго контролироваться должен со страны правительство, такое богатые государства не может работают нерентабельно», - по словам анонима.

Никому не секрет, что в ближайшем будущем Казахстану придется пройти через процесс транзита власти. Как это повлияет на судьбу граждан и кто, станет приемником главы страны пока не известны. Пройдет ли этот процесс «в беззвучном режиме или на всю громкость»?!

Камшыгер: Даяна Ишанхан

Оставить комментарий

Связанные Статьи