В конце прошлой недели, 7 апреля 2017 года, представители СМИ, международных организаций и научного сообщества собрались на II Международную конференцию, организованную факультетом журналистики КазНУ имени аль-Фараби. Тема встречи ««Модели обучения международной журналистике в целях устойчивого развития». В рамках IV Международных фарабиевских чтений, ежегодно проводимых КазНУ, при поддержке Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы, ОБСЕ, фонда защиты свободы слова «Адил соз», «Фона Тюркоязычных журналистов», Международного центра журналистики «MediaNet» и Центра поддержки журналистов «Мінбер» ученые и журналисты обсудили современное состояние и перспективы развития мировой и отечественной журналистики.
Сегодня конструктивным образом изменились формы и контент передачи информации. Второе десятилетие XXI века отмечено глобализацией коммуникативистики, новыми технологическими вызовами и цифровой трансформацией медиа-сферы.
Молодежь меньше читает, уходит в интернет. Создается новая реальность. У каждого из нас появляется виртуальный двойник в соцсети. Участники конференции отметили, что на наших глазах происходит четвёртый этап технологической революции, слияние онлайн- и офлайн-сфер, появление кибер-физического мира. Наступает эра всеобщей подключенности к интернету, стремительно распространяются сенсорные устройства. Каждая минута в новом интернет-мире – это миллионы электронных писем, сообщений WhatsApp, просмотров видео и поисковых запросов.
Все это влияет на процесс образования. Как отметил декан факультета журналистики, Сагатбек Медеубек, «Необходимо аккумулировать усилия ученых и практиков журналистики, создать разумный симбиоз мирового опыта и отечественных методик для определения новой модели журналистского образования в Казахстане, учитывающей необходимость внедрения междисциплинарных подходов, игровых форм, цифровых инноваций в образование».
В этой связи заведующая кафедрой ЮНЕСКО, международной журналистики и медиа в обществе КазНУ имени аль-Фараби, д.филол.н., профессор Шынгысова Н.Т. выразила надежду на участие всех заинтересованных сторон в улучшении журналистского образования: «Наш университет делает очень много для актуализации учебных программ, проведена их полная модернизация в соответствии с образовательными программами ТОР-100 университетов мира. Внедрено STEM-образование, компетентностный подход на основе модульного принципа обучения, междисциплинарное и проблемно-ориентированное обучение. Более 90 % программ университета аккредитованы международными агентствами, реализуется более 50 программ двойного диплома с ведущими зарубежными вузами».
Важность подготовки качественных профессионалов для журналистики Казахстана отметил Заслуженный деятель культуры РК, Генеральный директор ТОО «Казак газеттерi» Жумабек Кенжалин. Он выразил надежду на сохранение достоинств отечественной сферы образования, с неизменным присутствием духовной нравственной основы в труде работников сферы медиа. Еще в прошлом столетии казахские издания «Айкап», «Казак», «Дала уаляатының газеті» обсуждали вопросы международных отношений, взаимодействия культур, исполняя важную миссию – обучение населения. И сегодня надо активнее использовать в качестве баз практик, лабораторных занятий – редакции известных журналов «Акикат» и «Мысль». Надо усиливать заинтересованность действующих журналистов в воспитании подрастающего поколения.
На взаимосвязь журналистики, образования и устойчивого развития государства обратил внимание участников конференции специалист программы Коммуникации и информации Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы Сергей Карпов: «Казахстан принял стратегическую программу 2050, Нурлыжол и 5 институциональных реформ, что непосредственно реализовано в программе действий ООН в РК «Партнерство в целях развития» (PFD) до 2020 года. КазНУ взял на себя лидерство в академическом влиянии, став UNAI-хабом в области устойчивого развития, и координирует работу 20 вузов в Казахстане, а также содействует 3500 вузам по всему миру. С 2010 года Бюро ЮНЕСКО в Алматы внедряет в вузах региона модель учебной программы ЮНЕСКО для учреждений образования и курсов повышения квалификации системы средств информации. В этом процессе задействовано свыше 30 высших учебных заведений неправительственных организаций, специализирующихся в развитии человеческого потенциала средств информации. Базовая учебная программа переведена на русский и казахский языки изначально была нацелена на журналистику развития и начиная с начала 2016 года на коммуникацию в целях устойчивого развития».
Национальный координатор по политическим вопросам и вопросам СМИ, Офис программ ОБСЕ в Астане, Мария Дубовицкая согласилась с коллегой, рассказала о роли ОБСЕ в поддержке казахстанских журналистов: «Офис программ ОБСЕ в Астане активно поддерживает диалоговые площадки по обсуждению наиболее актуальных вопросов по развитию медиа, в частности по вопросам развития цифрового вещания, государственного финансирования СМИ, медийного законодательства. В частности, Центральноазиатский форум о развитии интернета, который будет проводиться в этом году уже в восьмой раз, нам думается, стал одним из брендов использования новейших информационно-коммуникационных технологий в Центральной Азии. Офис также поддерживает тренинги и семинары, посвященные вопросам повышения эффективности работы пресс-служб судов и правоохранительных органов и их взаимодействия с журналистским корпусом, по вопросам предотвращения языка ненависти в интернете, развитие судебной и дата журналистики (data journalism)». Мария также заметила, что «Блогеры расширили традиционную область журналистики за счет «гражданского репортажа», а «стриминговое» телевидение (трансляция мультимедийного контента через Интернет в режиме реального времени – авт) сделало всех нас непосредственными наблюдателями ключевых событий, что позволило нам самим формировать мнение о происходящем».
Большой интерес участников конференции вызвало также выступление Президента Фонда тюркоязычных журналистов Назии Жоямергенкызы, которая отметила необходимость согласованных действий в сфере образования, роль казахской журналистики в становлении отечественной медиа-сферы.
Координатор Медийной программы Фонда Сорос Алия Шарипбаева обратила внимание присутствующих на необходимость укрепления профессиональных стандартов и правовой грамотности журналистов Казахстана. Презентуя программу «iMedia Project», Алия рассказала о необходимости формирования новых компетенций и навыков у студентов факультетов журналистки. Сегодня они должны уметь создавать качественный аудио-, видео-контент для различных мультимедийных платформ; готовить интерактивную графику, Веб-дизайн, HTML и CSS; доставлять мультимедийный контент через мобильные устройства; ориентироваться в медиа-предпринимательстве и многое другое.
На коренные изменение в специфике обучения журналистов также обратил внимание Директор Международного Центра Журналистики "MediaNet" Адиля Джалилов. «Мы живем в эпоху тотального информационного шума. Ее еще называют эпоха постправды. В информационной среде засилье фейков, фальсификации данных, манипуляции статистическими данными и т.д. И второй момент, мы находимся в мире иллюзий, мы выпускаем газеты и журналы, которые не будут читать наши дети. Надо думать, как быть постоянно актуальным. Мы знаем отечественного блогера, у которого более 11 миллионов подписчиков. Таким охватом не может похвастаться ни один телевизионный канал в Казахстане. Не говоря уже о газетах. Мы должны понимать, что блогеры сегодня формируют сознание нашей молодежи, которая завтра будет управлять страной. Хочу, в этой связи призвать нас всех, объединившись, делать для наших детей интересные и актуальные обучающие программы, чтобы это было интересно и актуально».
О необходимости защищать журналистов и помогать им в трудные моменты расследований или конфликтов с различными структурами говорила эксперт международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Галия Аженова. «Наш фонд много сил тратит на обучение журналистов, повышение их правовой грамотности. Надо понимать, что жесткое отношение к журналистам – не гарантия успеха. Жестокость наказания не делает людей более нравственными. Она их ожесточает». Эксперт также отметила важность работы над законопроектом по СМИ. Выразила тревогу некоторыми поправками, которые значительно затрудняют работу журналистов. Например, «требование предоставить ответ на претензию или опровержение в течение трех дней. При таком подходе нет времени даже на исследование ситуации. Есть также трудности с определением срока исковой давности по делам о защите чести и достоинстве. Эти дела по закону не имеют срока давности. Прошло 25 лет, уже и газеты такой нет, название другое, страна другая. А человек вдруг решил подать в суд, наказать журналиста. И закон разрешает такие вещи».
Своим видением проблем, собственным опытом и методиками поделились преподаватели вузов: Гульнар Асанбаева, Багиля Ахатова (КазУМОиМЯ), Салтанат Кажимуратова (КИМЕП). Ученые отметили необходимость смены обучающих методов, уход в историю целого ряда профессией, актуализацию игровых форм обучения.
Ценные наблюдения о состоянии дел в отечественных СМИ высказали главные редакторы ряда изданий: Жулдыз Абдилда (газета «Ұлан»), Бекжан Аширбаев (газета «Заң»), Заря Жуманова (журнал «Мектеп Мерейі. Гордость Школы»), Батима Кабдолданова (PR менеджер, журнал «Гүлстан»).
Встреча получилась интересная, полезная и не уложилась в запланированные временные рамки. Многие вопросы вызывали бурную дискуссию. Что-то еще предстоит переосмыслить, понять векторы инноваций, увидеть надежду на возрождение основных журналистских ценностей. Сегодня и журналистам, и не журналистам понятно, что в цеху работников СМИ накопилась масса проблем, которые надо решать. Не может сфера образования развиваться самостоятельно от практики. Нужен крепкий союз и деятельное сотрудничество вуза и практической журналистики.
Автор: Елена Дудинова
Оставить комментарий