Экс-сотрудник КНБ: Я БОЮСЬ, КАК БЫ ТЕРРОРИСТЫ НЕ ПЕРЕКЛЮЧИЛИСЬ НА ГРАЖДАНСКИХ

/uploads/thumbnail/20170709063418606_small.jpg

Отечественные спецслужбы и правоохранители поднаторели в борьбе с терроризмом – явлением, о котором пять-шесть лет назад в казахстанском обществе были знакомы лишь по сводкам мировых новостей. Ведь первые теракты в прямом смысле застали их врасплох. Таким мнением поделился полковник КНБ РК в отставке Арат Нарманбетов, - сообщает Qamshy.kz со ссылкой на today.kz.

"Да, в первое время неудачи преследовали наши спецслужбы, обычно, когда такие проявления были: окружили, перестреляли, всех там в основном поубивали, и тогда критика шла со стороны общества, мол, так тоже нельзя – только по последствиям работать, должна быть какая-то превентивная работа. То есть главная задача спецслужбы – обнаружить через свои разведывательные, контрразведывательные подразделения замысел (планируемые теракты – Прим. автора), отследить, пресечь и предать суду. Со временем они опыта набираются (…) Не скажу, в достаточной или недостаточной мере, но опыт растет", – отозвался о показателях работы бывший чекист.

Напомним, 5 сентября сотрудники КНБ сообщили о том, что с начала 2016 года на ранней стадии пресекли деятельность восьми радикальных групп, планировавших теракты на территории Казахстана и России. Причем, по данным спецслужб, задержанные экстремисты ставили целью нападения не только на военных, высокопоставленных силовиков, но уже и теракты против мирного населения, в том числе представителей официального духовенства.

"Для достижения большего резонанса ими рассматривались варианты проведения терактов в местах массового скопления людей. Кроме того, проводили разведку аэропорта Талдыкоргана, изучали возможность угона гражданского или военного самолета для совершения резонансного террористического акта по аналогии с нападениями 11 сентября 2001 года в США", - проинформировали в ходе пресс-конференции 5 сентября представители КНБ РК.

Именно такого переключения акцента в деятельности террористов и опасается бывший разведчик Нарманбетов. Июньские события в Актобе поразили полковника, служившего еще в КГБ СССР, количеством членов группировки, а также тем, что они осмелились напасть открыто, в дневное время, на войсковую часть.

"А так процесс терроризма уже шел у нас, может быть, не в такой яркой форме проявлял себя. Я боюсь, как бы это со временем не перешло в акции против мирного населения, понимаете? - суеверно при этом трижды постучав по дереву, выразил опасения Нарманбетов. – Это самое эффективное для них. Сейчас они только против военных свои действия ведут, а вот не дай Бог… А тенденция такая – от нее никуда не денешься, такое может и у нас случиться".

Нападений на гражданское население опасается и политолог, директор Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев. Действия террористов в Актобе и Алматы, по его мнению, – тревожный звонок.

"Потому, что в обоих случаях объектами нападения экстремистов были силовые структуры, а гражданские лица, так сказать, попадали под раздачу. Но если речь встанет о том, чтобы начать террористические атаки против мирного населения с целью запугивания или из-за озлобления, то это будет очень тревожно. Слава Богу, серьезных инцидентов, как в ряде зарубежных стран, пока нет, но кто знает, если речь идет о радикально настроенных группах, которые не признают иноверцев, считают даже своих мусульман какими-то неправильными, неверными, то это, конечно, очень серьезная ситуация", – поделился мнением Чеботарев.

Актюбинские и алматинские события, уверен политолог, стали катализатором определенной активности правоохранительных органов. Борьба с экстремизмом велась и ранее, но после Алматы, когда была задета честь полицейского мундира, последние, по словам Чеботарева, форсировали ее. В то же время с террористами очень сложно бороться хотя бы потому, что у них нет единой организационной структуры, ликвидировав верхушку которой, можно было бы полностью ее деактивировать. Зачастую группировки и ячейки не связаны друг с другом.

"Люди получают даже не инструкцию, а просто какой-то призыв из-за границы – от представителей ИГИЛа (ДАИШ* - Прим. автора) или еще каких-то организаций, и, конечно, здесь трудно бороться. И то же самое касается тех экстремистских групп, которые приходят извне, как в случае с представителями объединенной казахстанско-кыргызской группы, недавно ликвидированной", - сообщил Чеботарев.

Террористы, которые уже задержаны или осуждены – лишь верхушка айсберга, рассчитывать, что каждый теракт будет предотвращен, по словам Арата Нарманбетова, не стоит. Экс-полковник КНБ приводит в пример Турцию, где, несмотря на подготовку служб безопасности, периодически все же совершаются теракты.

"Тем более террористы тоже на месте не стоят – это такое явление, которое внутри себя развивается, совершенствуется, люди обучаются. Вот как в Турции или европейских странах – задачу получают одиночки, которые уже охвачены влиянием исламистских центров, и они претворяют ее в жизнь в одиночку. Таких очень трудно в контрразведывательном плане выявлять, но тем не менее надо такую работу проводить", – заявил Нарманбетов.

На пресс-конференции сотрудники КНБ РК сообщали и о задержании нескольких одиночек. Чтобы успешно противостоять терроризму, в Казахстане нужно решать целый комплекс вопросов, начиная с социальных, считает Нарманбетов.

"Если надеяться только на спецслужбы – из этого ничего не выйдет. Нужно комплексно и со стороны правительства решать в том числе и социальные вопросы… Не секрет, что у нас политическая жизнь не конкурентная, а это порождает следующие явления, и в конце концов это выражается в том, что вот и безработица большая, и сельское население, особенно молодежь, у нас вне зоны внимания оказывается, в поисках лучшей жизни они сосредотачиваются в крупных городах", – поделился полковник в отставке.

Большое количество участников нападений на оружейные магазины и войсковую часть в Актобе, по мнению Нарманбетова, объясняется именно недовольством людей. Бывший сотрудник КНБ РК не исключает, что люди могли пойти на это из-за земельного вопроса, который тогда, еще до объявления моратория на поправки, вызывал агрессию отдельных граждан. 

Андрей Чеботарев в свою очередь сообщил о планах профильных служб запретить в Казахстане салафизм, что вызывает у политолога некоторые опасения. "Вопрос в том, что запретить можно организацию, когда речь идет о каких-то взглядах и идеях – тут можно просто преследовать приверженцев. Какой эффект это (возможный запрет салафизма – Прим. автора) даст? Либо они еще больше обозлятся и уйдут в подполье, либо, действительно, какая-то часть из них может отказаться от радикальных хотя бы пусть не взглядов, но действий… Посмотрим, как дальше будут события развиваться", – поделился мнением политолог.

Тем временем в Казахстане, по данным Комитета по делам религий, насчитывается до 15 тысяч приверженцев салафизма. С начала 2016 года за совершение терактов осуждены 57 человек. Всего в местах лишения свободы содержатся уже порядка 500 террористов. Есть и обнадеживающие сведения о том, что имамам удалось вернуть в традиционную веру порядка 300 последователей нетрадиционных религиозных течений, при этом никто не дает гарантий, что они не вернутся к своим прежним убеждениям.

*ИГИЛ (ДАИШ) - террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории Республики Казахстан.

Связанные Статьи