ТРУД – ВСЕМУ ГОЛОВА

/uploads/thumbnail/20170708160223838_small.jpg

Статья Президента РК Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» – это концептуальная и в то же время предельно практическая публикация, вызвавшая огромный интерес в стране и мире. Своим мнением о программе поделился эксперт Международного института посткризисной экономики Адиль Амирбаев.

Добровольно и принудительно

Прежде чем перейти к анализу этой программы, давайте рассмотрим феномен труда и его виды в контексте процесса глобализации. Труд – это деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя, самореализация человека в обществе и саморазвитие личности. Существуют различные виды труда, сводящиеся к двум основным группам – материальному труду и труду духовному.

Продукты материального труда конкретны и осязаемы, подвержены разрушению с течением времени. Физический труд – важнейший вид материального труда, направлен на выполнение определенных действий с помощью мускульной силы человека. Физический труд – основа материального производства и благосостояния общества.

Человека нельзя представлять без труда, ведь труд есть созидание и преобразование окружающего мира, фундаментальная основа прогресса мировой цивилизации. Кочевое общество, к примеру, было основано на коллективном труде и взаимопомощи, в то время как оседлое общество шло по пути индивидуального труда и накопления. В процессе труда человек «разгадывает» загадки окружающего мира, следовательно, лучше познает себя как неотъемлемую его часть. У человека, отказавшегося от труда добровольно, происходит внутренняя нравственная деградация, ибо только трудясь, он понимает всю полноту и сложность жизни, многогранность человеческих взаимоотношений.

Труд дисциплинирует и организует жизнь человека, и через эту внешнюю организацию происходит упорядочение внутреннего мира человека, достижение им душевной гармонии. К этому, естественно, приводит лишь труд, который человек делает с удовольствием, рассматривая труд как возможность реализации своей личности в обществе.

Тяжелый, изнуряющий труд, доставляющий человеку страдания, как, например, использование труда заключенных, напротив, подавляет человеческую личность и приносит ей невыносимые страдания. Если же труд для человека есть сфера самореализации, если человек видит плоды своего труда, рассматривает труд как деятельность во благо общества – это высшая форма трудовой деятельности, подлинная сущность труда.

По западному шаблону

Теперь перейдем к вопросу о возможности построения общества всеобщего труда, концепцию которого дал Нурсултан Назарбаев в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда». Эту статью можно рассматривать как одну из попыток «ответа» на «вызов» глобализации – общество всеобщего потребления. Рассмотрение проекта перехода к обществу всеобщего труда невозможно в отрыве от других главнейших документов, имеющих стратегическое значение для развития Казахстана, – Стратегии «Казахстан-2050» и Программы форсированного индустриально-инновационного развития республики.

«Казахстан-2050» определяет пути развития, переход же к обществу всеобщего труда должен создать базу для индустриального развития Казахстана и перехода его в постиндустриальную фазу, главным ресурсом и источником благосостояния в котором являются человеческий капитал и информация, новые технологии. В постиндустриальной фазе развития существование общества потребления не представляется возможным, так как оно является опасным для государственного целого. Поэтому элементы данного общества, влекущие за собой социальный инфантилизм, должны быть преодолены. В условиях мировых экономических кризисов и перманентных этнических и конфессиональных конфликтов, в условиях глобализации и многополярности мира наше общество должно осознать необходимость высокой социальной активности каждого человека как залог устойчивого развития Казахстана на пути к дальнейшему укреплению государства и повышению благосостояния его граждан. Только такое «соборное», общенациональное единение представляет собой путь не просто выживания в меняющемся мире, но и достойной жизни во имя укрепления авторитета нашей республики на мировой арене.

Глобализация – это объективный и закономерный процесс объединения всего мира в единый экономический и культурный комплекс. Глобализация имеет как несомненные положительные, так и явные отрицательные стороны. Одной из последних является повсеместное формирование общества потребления по западному шаблону. Главная ценность общества потребления – деньги и все виды материальных ценностей. Идеал общества потребления – вложение наименьшего труда и получение наибольшей материальной выгоды. Все это ведет к снижению общей духовной культуры общества и обесцениванию труда. К преодолению такого типа общества призывает глава государства в своей статье. Заметим, что общество потребления навязано нам извне и не соответствует историко-культурному развитию нашего государства и особенностям менталитета.

Работа над собой

Отличие предложенной Президентом Нурсултаном Назарбаевым идеи общества всеобщего труда от многих известных в истории социальных проектов, предусматривающих вектор движения к светлому будущему, в том, что эта идея опирается на социальный реализм. Суть последнего – не ожидание в будущем хорошей жизни или ее поиск за пределами Казахстана, но в том, что повышение благосостояния и качества жизни человека достижимо уже сегодня.

Для этого необходимы трудовая деятельность, социальная активность и гражданская ответственность. Приоритетное значение в этом случае получает молодежная политика, ведь именно молодое поколение – это будущее нашей страны. Такая политика подразумевает создание государством сферы реализации потенциала молодых казахстанцев, создание условий для трудовой деятельности и социализации на принципах самостоятельности и инициативности.

Наша молодежь должна отходить от стереотипов западного образа жизни, основой которого является обогащение нетрудовым путем и прожигание жизни. Нурсултан Назарбаев отмечает: «Наша молодежь не должна жить иллюзиями. За пределами Казахстана нет рая». И в этом глава государства, бесспорно, прав: без приложенных усилий и труда невозможно достижение никаких целей. Без труда невозможны самореализация человека в обществе и личностное развитие каждого гражданина.

Сфера услуг, доминирующая в обществе потребления, должна сужаться и уступать место производственному и интеллектуальному труду. Этот труд должен достойно оплачиваться, повышая тем самым свою социальную привлекательность и авторитет. И в этом отношении Казахстан уже приблизился к европейскому уровню.

Важная задача построения общества всеобщего труда – преодоление иждивенческих настроений в обществе, формирование самостоятельной, социально активной личности. Человек должен осознавать свою ответственность перед обществом и государством, своей трудовой деятельностью вносить вклад в их развитие.

Программа построения общества всеобщего труда должна привести к осознанию каждым гражданином нашей республики того, что без труда невозможно благосостояние и движение вперед, общественное развитие в целом. Труд должен стать главной общественной ценностью, способствуя укреплению и развитию человеческого капитала.

Молодое поколение должно ясно осознавать, что материальная обеспеченность и комфортная жизнь, активно пропагандируемые западной культурой, недостижимы без ежедневного, кропотливого труда. Труда не только в какой-либо профессиональной сфере, но и труда по совершенствованию своей личности.

Работа над собой есть труд гораздо более сложный, нежели выполнение каких-либо действий. Повышение интеллектуального и культурного уровней, стремление к идеалам гуманизма и демократии должны стать целевыми установками людей в обществе всеобщего труда.

Программу перехода к обществу всеобщего труда нельзя назвать утопической, так как она не ставит сверхъестественных, труднодостижимых задач и создание идеального типа общества. Напротив, идеи, высказанные Президентом, общеизвестны и актуальны. Акцентирование на труде как основе общественного благополучия и прогресса дает возможность преодоления ложных ценностей общества потребления и соблазнов, которые несет глобализация.

Александр ГРИБАНОВ Коллаж Нурбола ОРЫСУЛЫ

Источник: http://vecher.kz

Оставить комментарий

Связанные Статьи