Объединённая транспортно-логистическая компания (ОТЛК), создаваемая железными дорогами Казахстана, России и Белоруссии, 13 ноября была зарегистрирована. Моменту официальной регистрации компании предшествовал долгий этап переговоров трёх стран: создание ОТЛК стало первым реализованным проектом интеграции предприятий в рамках ЕЭП, и до начала регистрационных процессов трём странам был нужен механизм осуществления международной интеграции. Работа по созданию механизма велась Проектным офисом ОТЛК, и о том, как проект был реализован, в интервью газете «Литер» рассказала генеральный директор Проектного офиса ОТЛК, член Совета директоров АО «ОТЛК» Жанар Рымжанова.
– Сегодня в Казахстане идёт процесс согласования акционерного соглашения ОТЛК. Какие его основные положения? – Главный принцип, которым мы руководствовались в процессе подготовки любых документов и предложений по проекту ОТЛК, это принцип соблюдения интересов каждого из партнёров проекта. Понятное дело, что степень готовности стран и предприятий к началу интеграционного процесса была и остаётся разной, но нашей первоочередной задачей было именно гарантировать, в том числе документально, представителям Казахстана, Белоруссии и России, что все интересы и договорённости на любом этапе создания компании будут соблюдены. Так появилась идея поэтапного формирования компании. На первом этапе ОАО «РЖД», как наиболее готовое к передаче активов предприятие, передаёт ОТЛК доли в «Трансконтейнере» и «РЖД-Логистике». КТЖ и Белорусская железная дорога делают денежный взнос в размере 1 млн долларов и продолжают внутреннюю подготовку процесса передачи активов. На втором этапе КТЖ вносит акции активов (АО «Казтранссервис» и АО «Кедентранссервис»), Белорусская железная дорога – терминалы в Бресте и активы «Белинтертранса». До внесения хотя бы одним из партнёров активов действует распоряжение правительства РФ, согласно которому доля РЖД в проекте не может быть ниже 70%. Но как только один из партнёров внесёт активы, будет принято новое распоряжение, позволяющее достичь паритета долей тремя сторонами. А в конечном итоге доли стран будут доведены до паритетных. Кроме поэтапного распределения долей, в акционерном соглашении зафиксирована схема корпоративного управления ОТЛК. Его мы тоже привязали к этапам. В результате на первом этапе Совет директоров формируется из представителей трёх стран, Казахстан и Белоруссия получают по одному месту в совете. Это уже реализовано. Вы, наверное, знаете, что Совет директоров АО «ОТЛК» избран, от Казахстана вошёл Канат Алпысбаев, чему мы очень рады, потому что Канат – очень опытный и профессиональный эксперт в отрасли. От Белоруссии в совет директоров ОТЛК вошёл опытнейший Владимир Морозов. Для нас участие представителей Казахстана и Белоруссии в управлении компанией – это не только способ гарантировать партнерам их интересы. Прежде всего, это бесценный, колоссальный опыт ведущих экспертов отрасли, без применения которого успех ОТЛК вряд ли возможен. И в Совете директоров, и в Правлении, и в команде проектного офиса ОТЛК – лучшие специалисты трёх стран. На втором этапе, когда Казахстан и Белоруссия внесут активы, представительство стран в Совете директоров будет равным – по 3 представителя от каждой страны. Доли при этом ещё не сравняются, для этого у нас есть 7 лет, но паритетность в управлении компанией будет уже достигнута, это один из основных принципов, заложенных в акционерном соглашении ОТЛК.
– Участие в проектах нескольких сторон, как правило, создает дополнительные трудности в процессе согласования вопросов и принятия решений. ОТЛК создавалась тремя странами. Что помогло наладить работу Проектного офиса и запустить ОТЛК столь быстро? – База, на которой основывается весь проект – железные дороги, инфраструктура, квалифицированный персонал, – у нас уже была. Поэтому главной задачей стало выстраивание эффективного взаимодействия между сторонами. Мы собрали команду, пригласив сотрудничать коллег из «РЖД», «БЖД», «КТЖ», «Трансконтейнера» и «РЖД-Логистики». Это люди, которые хорошо знают железнодорожный бизнес и без сомнения являются лучшими специалистами трех стран. Нам удалось избежать дополнительных расходов, поскольку мы не привлекали к сотрудничеству ни один инвестиционный банк. В этом также заключается уникальность проекта. В течение года после создания офиса мы учились взаимодействовать, разрабатывали и тестировали механизмы согласования наших интересов. Проектному офису ОТЛК удалось разработать не только экономически эффективный бизнес-проект, он также учитывает интересы всех трех стран. А если все участники видят четкие перспективы, если они имеют гарантии соблюдения своих интересов, то и работа идет быстрее, в чем мы убедились на собственном опыте. Согласование проекта было бы труднее, если бы мы работали дистанционно. Однако мы организовали работу таким образом: команда в разное время находится то в Казахстане, то в Белоруссии, то в России. В результате работа идет продуктивно, активно и динамично. Хотя не скрою, что первые три месяца были весьма непростыми.
– Компания уже начала операционную деятельность или ещё что-то для этого необходимо? – Компания может начать работу после того, как РЖД внесет свои активы, а партнёры сделают оговоренные денежные взносы, то есть уже сейчас. ОТЛК зарегистрирована в четвертом квартале текущего года. Для проведения допэмиссии по закрытой подписке в пользу КТЖ и БЧ нужно будет ждать годовой отчетности ОТЛК, включающей отчетности «Трансконтейнера» и «РЖД-Логистики», а также результатов казахстанских и белорусских активов для проведения их оценки. Дальше, в соответствии с процедурой, предусмотренной российским законодательством, мы вносим документы в правительство РФ, получаем директиву совету директоров РЖД. Исходя из этого, решение о проведении допэмиссии может быть получено осенью 2015 года.
– Но ведь, кроме формальных процедур, существует и необходимость поиска потенциальных партнёров, заказчиков. Когда эта работа будет начата? – Эта работа уже давно идет, она была начата ещё силами Проектного офиса ОТЛК и будет подхвачена созданной компанией. Работа велась как с точки зрения маркетинга, так и в отношении привлечения грузов и отработки технологий. На данный момент у ОТЛК подписаны соглашения с DHL и GEFCO. С DHL заключен глобальный договор о стратегическом развитии. В дальнейшем аналогичные договоры планируется заключать со всеми крупными игроками рынка. На сегодняшний день объём транзита между Европой и Азией составляет более 20 млн TEU, однако на железнодорожные перевозки приходится лишь около 30 тысяч TEU. Поэтому перспективы огромные. Более того, на китайском рынке доминируют экспедиторские компании. Это означает, что если клиент хочет доставить свой груз из Китая в Европу, то ему наверняка придется сотрудничать с одной из десятков тысяч экспедиторских компаний. С созданием ОТЛК в распоряжении экспедиторских компаний окажется инструмент доставки груза из Китая в Европу, преимущества которого – скорость, ритмичность, сохранность – помогут им его эффективно продавать. Таким образом, экспедиторские компании являются кластером потенциальных клиентов ОТЛК как в Китае, так и в Европе. Наш приоритет сегодня обращен на крупнейших логистических игроков: Geodis, Hellmann, Agility, Kuehne Nagel, DB (TEL) и многие другие. Основная цель создания транзитного коридора – его доступность, и мы создаем возможности для привлечения туда как можно большего числа клиентов. Открытость – залог увеличения объемов транзита, снижения цены и повышения конкурентоспособности сервиса. Если будут соблюдены эти условия, тогда целевой показатель транзита к 2021 будет достигнут. Согласно бизнес-плану, совокупный объем перевозок ОТЛК составит около 4 миллионов TEU, из них 22,8% – транзит Китай – ЕС; 15,5% – транзит Китай – Средняя Азия; 13,3% – импорт; 15,5% – экспорт; 32,9% – внутренние перевозки. И еще одно замечание об идее создания ОТЛК. Есть понимание, что когда три железные дороги конкурируют, ставки не согласованы и существует много других разнообразных проблем, клиенты отдают предпочтение морским перевозкам. Поэтому и создаются единый тариф, технология, платежный код и обезличенные вагоны – важнейшие элементы интеграционного проекта и неотъемлемая часть услуги оператора контейнерных сервисов. Если каждый контрагент действует самостоятельно, лояльность клиентов невысока, а когда рынок объединяется, лояльность сразу возрастает. Поэтому чем проще становится тарифообразование и таможенное оформление, тем лучше для клиента и тем быстрее мы сможем достичь объемов транзита, заявленных в бизнес-модели. Идея создания единого платежного кода следующая. На сегодняшний день у каждой из железных дорог собственный код. Когда поезд проходит по ним, на границе поезд останавливают и проверяют код, сверяют его с договором, потом проверяют финансовую состоятельность клиента, и лишь затем отправляют. Эта процедура может занять несколько часов. Поэтому для услуги, одной из главных характеристик которой является скорость, единый платежный код очень важен. Теперь при показе кода ОТЛК на одной границе поезд беспрепятственно проедет через весь участок. Крайне важно сделать качественное электронное сопровождение. Таким образом, ОТЛК дает стимул к развитию IT-сопровождения производственной деятельности. Высокие технологии – одна из составляющих конкурентоспособного сервиса железнодорожных перевозок. Введение единого платежного кода не потребует законодательных правок. Необходимо правильно выстраивать взаимодействие и согласовывать действия. Наличие единого кода означает, что тарифная политика стабильна и находится под контролем единого оператора.
– Потребуются ли какие-либо вложения в развитие проекта от стран-участниц? – Нет. Терминальную инфраструктуру, подвижной состав и оборудование предоставят сами компании, входящие в ОТЛК. На страны-участницы также не накладываются обязательства по инвестированию в транспортную инфраструктуру.
– Проект, в принципе, будет развиваться без инвестиций? – Безусловно, инвестиции необходимы, но, во-первых, не идёт речи об инвестициях со стороны государств, вся инвестпрограмма будет финансироваться из собственных и заёмных средств ОТЛК. Во-вторых, на первом этапе «запуска» проекта инвестиции в подвижной состав под транзитные потоки будут незначительны за счет оптимизации использования существующего парка. То есть инвестпрограмма сейчас спланирована таким образом, чтобы не создать неподъемную нагрузку для компании.
– О каких объемах идет речь? – Согласно бизнес-плану, к 2021 году будет привлечено 106 миллиардов рублей, а к 2025 году – 166. Основные направления вложений – это развитие терминалов, увеличение парка подвижного состава и IT. В планах введение в эксплуатацию качественно нового подвижного состава. Масштаб и сложность проекта требуют использования качественно новых активов. В частности, это не только стандартные 40-футовые контейнеры, но и 45-футовые с термоизоляцией.
– Когда партнеры по ОТЛК начнут получать доходы и дивиденды? – С первого года работы. Каждый партнер может получить дивиденды в соответствии со своей долей, как только у компании появляются доходы. Согласно бизнес-плану, выручка ОТЛК к 2021 году составит 120 миллиардов рублей, чистая прибыль – 28 миллиардов рублей, дивиденды будут выплачены в размере порядка 6,9 миллиарда рублей, а сравнительная стоимость компании достигнет 206,2 миллиарда рублей.
Павел ЕГОРОВ, Алматы
Оставить комментарий