Молодежь как основной объект воздействия со стороны экстремистских зарубежных структур

/uploads/thumbnail/20190226121325998_small.png

В настоящее время одним из главных факторов риска в сфере безопасности для Казахстана и других стран ЦА является религиозный насильственный экстремизм причем политически мотивированный, но «украшенный» в религиозный фон.

Специфика данной проблемы состоит в том, что:

- с одной стороны, религиозно-экстремистские группы в Казахстане относительно малочисленны и разрозненны. Религиозный экстремизм в Казахстане является явлением глубоко маргинальным, и присущ малочисленным разрозненным группам.

- с другой стороны, как показывает опыт Алматы (лето 2016 г.) и Тараза (2011 г.), даже террорист-одиночка способен нанести сильный ущерб, особенно в плане общественно-политического резонанса. Поэтому религиозный экстремизм является достаточно серьезной проблемой.

В данном контексте особо важную роль играет профилактическая работа среди молодежи.

Сегодня целенаправленное воздействие на общество, особенно на молодёжь идет через специально созданные сайты, социальные сети, видеоролики, религиозную литературу, в которых, прикрываясь общечеловеческими ценностями, усиленно продвигаются экстремистские идеи.

Поэтому важно масштабному развитию онлайн-проповедей лжепроповедников в интернет и социальных сетях, нужно ставить эффективный заслон.

Так согласно официальной статистике сегодня удельный вес молодёжи в республике в возрасте от 14 до 29 лет составляет 27,5% от общей численности всего населения, или более 4,5 млн. человек. Четко прослеживается рост динамики религиозности молодежи. Данные социологических исследований показывают, что если в 2003 г. доля назвавших себя «религиозными людьми» молодых людей составляла 38,7%, то по результатам 2013 г. – 73,9%[1]. То есть, за 10 лет процент религиозности молодежи практически удвоился.

Именно на молодой возраст приходятся основные социальные и демографические жизненные циклы человека: получение образования и знаний, выбор профессии и социализация в обществе, формирование основного круга общения, духовных принципов и ориентиров.

При этом молодежь, проживающая в городах, незначительно превалирует, составляя 56 %, над сельской частью, которая составляет 44%. Социологические исследования показывают, что большинство молодежи являются приверженцами традиционных конфессий.

Необходимо отметить, что заметно активизировались мусульманские практики в современном Казахстане. Так, в последние годы все большее число казахстанских мусульман совершают паломничество в Мекку. Если в 2001 году хадж совершили 228 человек, то в 2002 г. - 177, в 2003 г. - 360, в 2004 г. - 1214, в 2005 г.- свыше 900, в 2006 г - 2740, в 2007 г. - 4030 мусульман.

В подавляющем большинстве молодые люди придерживаются религии, являющейся традиционной для их национальности. Так, среди казахов 96,9% респондентов назвали себя мусульманами, среди опрошенных представителей русской молодежи к православным себя отнесли 92,9% респондентов.

На вопрос о том, что повлияло на выбор религиозной принадлежности (2011г.), 18,6% респондентов казахов или практически каждый пятый отметил, что имел собственный путь выбора религии. 79,3% населения отметили, что их религия была обусловлена выбором родителей. Таким образом, тезис о том, что религия в Казахстане зачастую обусловлена религиозной принадлежностью родителей, находит однозначное подтверждение.

Таким образом, социологические данные, показывают, что в социальном срезе это, прежде всего, городское или урбанизирующееся население. В возрастном – в основном молодежь. В этническом – в основном казахи. У русских, узбеков и других этносов, проживающих в нашей стране, религиозность особо не растет и не падает. Так что тут мы видим три ключевых слова, которые сразу многое проясняют - ГОРОДСКАЯ. КАЗАХСКАЯ. МОЛОДЕЖЬ.

Рост мусульманской религиозности среди современной казахской молодежи - это, во-первых, результат обретения независимости и укрепления национального самосознания.

Во-вторых, это результат урбанизации и в целом модернизации казахского этноса, вхождение в большой мир.

Хотя причины радикализации верующих это невежество, бедность, социальные проблемы, это угнетение, несправедливость и как видим у этих двух явлений (роста религиозности и радикализации) совершенно разные причины и природа, но все же экстремистские организаций/группы учитывая, что молодые люди в основном бывают без глубокого жизненного опыта и открытой и податливой эмоциональной сферой специально воздействуют на их сознание используя исковерканные ими религиозные постулаты.

Религиозные радикальные силы стали целенаправленно вовлекать в свои ряды именно молодежь имеющую мало жизненного опыты и знаний.

И показательно, что, по оценкам научно-исследовательского центра «Молодежь», более 55% экстремистов являются молодыми людьми в возрасте 17-29 лет.

Как мы видим, активизация пропаганды международного религиозного экстремизма в основном нацелена на молодежь и поэтому именно среди молодежи необходимо проводить активную профилактическую работу т.е. защищать их предупреждая.

Профилактическая деятельность по противодействию радикальным религиозным идеям среди молодежи как показал комплексный анализ, должна строиться на трех неизменных константах:

  • собственно, теологические аспекты, направленные на продвижение кейсов о правильных положениях и ценностях ислама;
  • продвижение национального компонента для  разъяснения исторической взаимосвязи казахских национальных традиций с исламом, и правильной подачи национальной истории;
  • кейс о ценностях независимости, что откроет возможности для того, чтобы использовать позитивный социальный потенциал религии на благо общества.

Снадин Асылбек

эксперт по вопросам экстремизма и терроризма

Пікір қалдыру

Қатысты Мақалалар