РЕЗОЛЮЦИЯ

/uploads/thumbnail/20170710161935706_small.jpg

международной научно-практической конференции «Алашорда, Туркестан Мухториаты: взгляд через столетия, позиции, выводы» посвященной 100-летию правительства Алаш орды и Алашской автономии.

 

В работе научной конференции приняли участие ученые из стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан), научные сотрудники и преподаватели научно-исследовательских институтов и университетов республики.

Участники научной конференции  с удовлетворением отметили, что научные форумы проводимые в год столетия Алашорды и Туркестан Мухториаты  способствуют более глубокому осмыслению и освоению исторического опыта. Научная разработка этих проблем требует обьединения усилии ученых-гуманитариев наших стран, ибо наши народы прошли вместе периоды колонизации, антиколониальных выступлении, 1916  год, революционные изменения 1917-го и последующих лет, а также реформы 1920-1930-х годов. 

Мы не можем игнорировать тот факт, что народы наших стран хотят знать правду об этих периодах нашей общей истории как-бы горька она ни была. Поступательное развитие наших независимых государств во многом зависит от правильного осмысления нашего исторического прошлого  опыта, при этом не закрывая глаза и на наши собственные слабости с целью не допускать их повторения в будущем. В сегодняшних условиях нам необходимо всмотреться глубже в самих себя, чтобы увидеть наши общие интересы в контексте исторического прошлого. Всматриваясь в наше прошлое мы все более убеждаемся в том, что история нас объединяет и что в ней присутствует неисчерпаемый заряд для совместной созидательной деятельности.

Вместе с тем, участники конференции отмечают, что в разработке проблем истории революционных перемен 1917-го года в регионе все еще немало "белых пятен". Так, например, исследователи слишком робко отходят от идеологических штампов советской историографии относительно анализа причин образования в центральноазиатских колониях российской империи национальных правительств Алашорды и Туркестан Мухториаты. Исторические перемены в жизни народов региона все еще рассматриваются в русле методологии общеимперской истории.

Отдельные зарубежные исследователи до сих пор не склонны признать национально-освободительный характер народных движении 1916, 1917-1922, 1929-1931 гг. Не до конца раскрытыми остается целенаправленный характер репрессии 1920-1930-х и начало 1950-х годов, жертвами которых пали выдающиеся просветители и лидеры освободительного движения татарского, башкирского, кыргызского, узбекского, казахского и других народов бывшего Советского Союза. Перманентное уничтожение антиколониальных сил с применением самых жестоких мер и методов стал нормой для советского режима. И этот факт не получил должного отражения в нашей историографии.

Так, например, просетительство в национальных окраинах большевицким режимом было оценено как явления национализма и как тюркизма. И этот идеологический прием взять в основу актов физического истребления выдающихся заступников национальных культур просветителей, таких как, Ахмет Байтурсынов, Мунаввар Кары, Ишангали Арабаев и многих других.

Вышеназванные и другие вопросы нашей общей истории нуждаются в осмыслении с позиции современных методологических перемен, что необходимо для формирование научного мировоззрение в обществе адекватное современным вызовам. Как отметил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: «начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной.

Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук». Участники конференции считают:

1. Большевистское руководства с самого начало не признавала самостоятельный характер национально-освободительных движении, считав их резервом пролетарской революции в России. Отталкиваясь от данного постулата большевистское руководство навязывала национально-освободительным силам, с одной стороны, отказаться от основной цели - возрождение национальной государственности, с другой, требовало встать на путь классового расслоения, тем самым выхолащивая с него антиколониальное содержание. Между тем, в этот исторический период для народов региона принципиальное значение имело не размежевание на основе классовых различии, а национальное единство для возрождение национальной государственности и сохранения территориальной целостности.

         2. В советской историографии правительства Алашорды и Туркестан Мухториаты рассматривалось не иначе как контрреволюционное образование.  На самом деле, провозглашение вышеназванных правительств  было вызвано, во-первых, необходимостью защиты естественных и вполне обоснованных интересов народов региона в условиях всеобщей анархии и разрухи;

во-вторых, правительства Алашорды и Туркестан Мухториаты избранные народными представителями на съездах в гг. Оренбурге и Коканде на основе обычаев и традиции народов  Центральной Азии являлись единственно легитимными;

в третьих, правительства Алашорды и Туркестан Мухториаты были готовы к разумным компромиссам, однако советская власть проявила не последовательность в своих обещаниях и право на самоопределение народов было принесено в жертву диктатуры партии.  

 

3. Большевистское руководство относилось с недоверием к национальным элитам и интеллигенции, которые были не согласны искоренением национальной идеологии путем всех видов террора (запугивание, арестов, ссылок, расстрелов), отстаивали национальную идентичность, национальное  самоопределение и т.д.

 

4. В целях обсуждения этих и других вопросов считаем необходимым создать в Алматы, в Ташкенте или Бишкеке постоянно действующий международный научный семинар по изучению истории и опыта наших народов в советский период.

 

5. Ежегодно провести заседания этого научного семинара по очереди в столичных городах  Центральной  Азии  с повесткой дня: «Туркестан Мухториаты, Алашорда: поиски, новые документы и материалы, позиции, выводы». Материалы этих заседаний должны быть изданы достаточным тиражом.

 

6. Современный этап развития наших обществ требует возрождения традиционных связей и наполнение их новым содержанием, адекватным сегоднишним вызовом.

В связи с этим напрашиватся необходимость издание отдельный книгой трудов основателей идеи единого Туркестана на казахском, узбекском и кыргызском языках.

 

7. Выпустить совместную международную энциклопедию, посвященной национально-освободительным движениям тюркских народов в составе царской и советской империи.

 

8. Преподование гуманитарных дисциплин состовлющий стержен, основу духовности нации-государств может только вестись на их родном языке. И это является аксиомой для всех народов, заинтересованных в сохранении в неприкосновенности свою идентичности.

 

9. Считаем целесообразным и необходимым подготовить и издать серий публикаций о жизни и деятельности членов  и руководителей правительств Туркестан Мухториаты и Алашорды и на их основе создать научно-исторические, документальные фильмы.

 

Қойгелдиев Мәмбет  Құлжабайұлы – заведующий кафедры Казахского национального педагогического университета им. Абая, доктор исторических наук, профессор, Президент Ассоциации историков Казахстана, академик НАН РК.

 

            Чоротегин Тынчтыкбекпрофессор Кыргызского национального университета им. Жусуп Баласагуна, доктор исторических наук, Президент международного общественного объединения «Кыргызское историческое общества».

 

Шамсутдинов Рустамбек Темировичпрофессор Андижанского государственного университета, доктор исторических наук, Руководитель международного благотворительного фонда научно-практической экспедиции «МЕРОС» («Наследие»).

 

            Молдоқасымов Қыяс Сатарұлы Председатель фонда «Мурас» при аппарате Президента Кыргызской Республики, кандидат  исторических наук, доцент.

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Связанные Статьи