международной научно-практической конференции «Алашорда, Туркестан Мухториаты: взгляд через столетия, позиции, выводы» посвященной 100-летию правительства Алаш орды и Алашской автономии.
В работе научной конференции приняли участие ученые из стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан), научные сотрудники и преподаватели научно-исследовательских институтов и университетов республики.
Участники научной конференции с удовлетворением отметили, что научные форумы проводимые в год столетия Алашорды и Туркестан Мухториаты способствуют более глубокому осмыслению и освоению исторического опыта. Научная разработка этих проблем требует обьединения усилии ученых-гуманитариев наших стран, ибо наши народы прошли вместе периоды колонизации, антиколониальных выступлении, 1916 год, революционные изменения 1917-го и последующих лет, а также реформы 1920-1930-х годов.
Мы не можем игнорировать тот факт, что народы наших стран хотят знать правду об этих периодах нашей общей истории как-бы горька она ни была. Поступательное развитие наших независимых государств во многом зависит от правильного осмысления нашего исторического прошлого опыта, при этом не закрывая глаза и на наши собственные слабости с целью не допускать их повторения в будущем. В сегодняшних условиях нам необходимо всмотреться глубже в самих себя, чтобы увидеть наши общие интересы в контексте исторического прошлого. Всматриваясь в наше прошлое мы все более убеждаемся в том, что история нас объединяет и что в ней присутствует неисчерпаемый заряд для совместной созидательной деятельности.
Вместе с тем, участники конференции отмечают, что в разработке проблем истории революционных перемен 1917-го года в регионе все еще немало "белых пятен". Так, например, исследователи слишком робко отходят от идеологических штампов советской историографии относительно анализа причин образования в центральноазиатских колониях российской империи национальных правительств Алашорды и Туркестан Мухториаты. Исторические перемены в жизни народов региона все еще рассматриваются в русле методологии общеимперской истории.
Отдельные зарубежные исследователи до сих пор не склонны признать национально-освободительный характер народных движении 1916, 1917-1922, 1929-1931 гг. Не до конца раскрытыми остается целенаправленный характер репрессии 1920-1930-х и начало 1950-х годов, жертвами которых пали выдающиеся просветители и лидеры освободительного движения татарского, башкирского, кыргызского, узбекского, казахского и других народов бывшего Советского Союза. Перманентное уничтожение антиколониальных сил с применением самых жестоких мер и методов стал нормой для советского режима. И этот факт не получил должного отражения в нашей историографии.
Так, например, просетительство в национальных окраинах большевицким режимом было оценено как явления национализма и как тюркизма. И этот идеологический прием взять в основу актов физического истребления выдающихся заступников национальных культур просветителей, таких как, Ахмет Байтурсынов, Мунаввар Кары, Ишангали Арабаев и многих других.
Вышеназванные и другие вопросы нашей общей истории нуждаются в осмыслении с позиции современных методологических перемен, что необходимо для формирование научного мировоззрение в обществе адекватное современным вызовам. Как отметил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: «начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной.
Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук». Участники конференции считают:
1. Большевистское руководства с самого начало не признавала самостоятельный характер национально-освободительных движении, считав их резервом пролетарской революции в России. Отталкиваясь от данного постулата большевистское руководство навязывала национально-освободительным силам, с одной стороны, отказаться от основной цели - возрождение национальной государственности, с другой, требовало встать на путь классового расслоения, тем самым выхолащивая с него антиколониальное содержание. Между тем, в этот исторический период для народов региона принципиальное значение имело не размежевание на основе классовых различии, а национальное единство для возрождение национальной государственности и сохранения территориальной целостности.
2. В советской историографии правительства Алашорды и Туркестан Мухториаты рассматривалось не иначе как контрреволюционное образование. На самом деле, провозглашение вышеназванных правительств было вызвано, во-первых, необходимостью защиты естественных и вполне обоснованных интересов народов региона в условиях всеобщей анархии и разрухи;
во-вторых, правительства Алашорды и Туркестан Мухториаты избранные народными представителями на съездах в гг. Оренбурге и Коканде на основе обычаев и традиции народов Центральной Азии являлись единственно легитимными;
в третьих, правительства Алашорды и Туркестан Мухториаты были готовы к разумным компромиссам, однако советская власть проявила не последовательность в своих обещаниях и право на самоопределение народов было принесено в жертву диктатуры партии.
3. Большевистское руководство относилось с недоверием к национальным элитам и интеллигенции, которые были не согласны искоренением национальной идеологии путем всех видов террора (запугивание, арестов, ссылок, расстрелов), отстаивали национальную идентичность, национальное самоопределение и т.д.
4. В целях обсуждения этих и других вопросов считаем необходимым создать в Алматы, в Ташкенте или Бишкеке постоянно действующий международный научный семинар по изучению истории и опыта наших народов в советский период.
5. Ежегодно провести заседания этого научного семинара по очереди в столичных городах Центральной Азии с повесткой дня: «Туркестан Мухториаты, Алашорда: поиски, новые документы и материалы, позиции, выводы». Материалы этих заседаний должны быть изданы достаточным тиражом.
6. Современный этап развития наших обществ требует возрождения традиционных связей и наполнение их новым содержанием, адекватным сегоднишним вызовом.
В связи с этим напрашиватся необходимость издание отдельный книгой трудов основателей идеи единого Туркестана на казахском, узбекском и кыргызском языках.
7. Выпустить совместную международную энциклопедию, посвященной национально-освободительным движениям тюркских народов в составе царской и советской империи.
8. Преподование гуманитарных дисциплин состовлющий стержен, основу духовности нации-государств может только вестись на их родном языке. И это является аксиомой для всех народов, заинтересованных в сохранении в неприкосновенности свою идентичности.
9. Считаем целесообразным и необходимым подготовить и издать серий публикаций о жизни и деятельности членов и руководителей правительств Туркестан Мухториаты и Алашорды и на их основе создать научно-исторические, документальные фильмы.
Қойгелдиев Мәмбет Құлжабайұлы – заведующий кафедры Казахского национального педагогического университета им. Абая, доктор исторических наук, профессор, Президент Ассоциации историков Казахстана, академик НАН РК.
Чоротегин Тынчтыкбек – профессор Кыргызского национального университета им. Жусуп Баласагуна, доктор исторических наук, Президент международного общественного объединения «Кыргызское историческое общества».
Шамсутдинов Рустамбек Темирович – профессор Андижанского государственного университета, доктор исторических наук, Руководитель международного благотворительного фонда научно-практической экспедиции «МЕРОС» («Наследие»).
Молдоқасымов Қыяс Сатарұлы – Председатель фонда «Мурас» при аппарате Президента Кыргызской Республики, кандидат исторических наук, доцент.
Оставить комментарий