В ЗОНЕ ДОСТУПА

/uploads/thumbnail/20170708160225449_small.jpg

В казахстанских городах растет количество общественных мест, где горожане могут получить свободный доступ к Глобальной сети. Единственное, что им нужно, – иметь при себе устройство с функцией Wi-Fi. Услуга удобная и в то же время полезная не только для простых пользователей, но и для экономики города в целом. Как минимум, она способна активизировать коммерцию, как максимум – изменить облик города С общественным Интернетом жители Алматы сталкивались хотя бы раз в жизни, а потому знают о публичном Wi-Fi не понаслышке.

– Это очень удобно: в любой момент я могу узнать экономические новости, вне офиса связаться с сотрудниками, – говорит Андрей Соколов. – Но пока общественный Wi-Fi в нашем городе встретишь не везде, чаще приходится прибегать к платной услуге сети 3G.

Публичный Wi-Fi – это бесплатная услуга доступа к Интернету с помощью мобильных устройств: смартфонов, ноутбуков и планшетных компьютеров. Встречается он на вокзалах, в аэропортах, в местах массового скопления людей. Сегодня такие точки действуют в крупных городах мира – в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Париже. Идеей фикс она стала в России. Власти Москвы планируют покрыть им всю столицу к 2020 году.

Хороший потенциал для развития общественного Wi-Fi имеет Казахстан. В рейтинге NetIndex.com мы оказались на 52-м месте, а среди стран СНГ наша республика – бронзовый призер, уступив первенство России. По данным веб-портала, средняя скорость Интернета в Казахстане составляет 19,6 мегабита в секунду (лидер Гонконг – 93,5 мегабита в секунду), в Алматы она равна 18,8 мегабита в секунду. А вот показатели мобильного Интернета у Казахстана скромные: пока 6,3 мегабита в секунду (4-е место в СНГ), в Алматы – 8,7 мегабита в секунду.

Хотя Казахстан отстает от ведущих держав по развитию IT-сферы, ситуация в сфере публичного доступа к Интернету не хуже, а может быть, и лучше, чем в мегаполисах с мировым именем. В городах встречаются автобусы со значком Wi-Fi, где пассажиры могут добраться до работы и по пути заглянуть в Глобальную сеть.

– Ситуация с бесплатным Wi-Fi в Алматы намного лучше, чем в других городах мира, – говорит директор Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ) Манарбек Абенов. – Можно прийти в кафе и заметить, что такая услуга имеется. Есть открытый доступ, есть закрытый, но при заказе кофе можно попросить пароль. Кроме кафетериев публичный Wi-Fi имеется в общественных местах города. По словам директора АКИБ, сейчас планируется открыть общественный доступ к Интернету в Парке Первого Президента, есть договоренность с руководством Центрального парка культуры и отдыха о создании аналогичной зоны на их территории.

Имидж – ничто…

Публичный Wi-Fi стал эталоном для крупных городов мира, он укрепляет их конкурентоспособность, делает жизнь горожан комфортной. Впрочем, каждый получает свое.

– Мы имеем дело с мультипликативным эффектом. Например, власти города поддержали проект распространения бесплатного Wi-Fi в автобусах или, как в Москве, сделали доступной сотовую связь в метро. Тем самым мэрия рассчитывает на то, что люди станут чаще пользоваться общественном транспортом. Значит, на дорогах уменьшатся пробки, – говорит Абенов.

Публичный Wi-Fi способен внести вклад в популяризацию города среди туристов. Они могут фотографироваться на фоне скульптур, фонтанов мегаполиса и размещать свои снимки в социальных сетях для обсуждения.

– Представляете, во сколько обошлись бы бюджету Казахстана или Алматы услуги рекламных компаний, чтобы сделать страну узнаваемой в мире. А здесь сам пользователь описывает красоты города, – говорит директор АКИБ.

Преимущества получает и бизнес. В США порядка 21 млн. человек работают вне офиса, используя интернет-средства.

Деловой подход экономит компаниям средства на аренду офисов, а людям – время, которое они тратили на дорогу.

Выгода обоюдная. Но это в США, в Казахстане для начала нужно повысить культуру труда. Впрочем, говорят эксперты, публичный Wi-Fi способен оживить бизнес-среду Алматы.

– Очень удобно иметь торговый ларек, скажем, по продаже смартфонов возле таких точек. Молодежь будет сюда стекаться, волей-неволей обращать внимание на продукцию на витринах. Это как раз наша целевая аудитория, – говорит Марина, сотрудница одного из магазинов электроники.

Кстати, торговля является едва ли не основным фактором роста интернет-коммерции. С расширением точек публичного Wi-Fi она получит дополнительную динамику.

– Мы подвели итоги 20-летия развития Казнета и составили рейтинг крупнейших интернет-компаний. Хотели выяснить, какой объем средств находится в обороте. У нас получилось порядка 700 млн. долларов оборота по платежным карточкам за 2013 год. Рост составил 295 процентов (по сравнению с 2012 годом. – Ред.). Это самый быстрорастущий сегмент в экономике страны, – говорит Манарбек Абенов.

Кроме коммерции импульс роста получат финансовая сфера и услуги денежных переводов.

– Уже сейчас люди предпочитают оплачивать налоги через Интернет и экономить деньги. В банке минимальная комиссия за оплату налога составляет 150 тенге, а единая комиссия во Всемирной сети – 100 тенге. И не надо стоять в очереди, заполнять квитанции. Интернет усиливает конкуренцию. Раньше комиссия за оплату сотовой связи составляла 100–150 тенге, сейчас она не превышает 50 тенге, – говорит директор АКИБ.

Снижение тарифов связано с тем, что компаниям не надо оплачивать аренду офиса и содержать штат сотрудников. Поэтому интернет-бизнес начинает оказывать сильное давление на офлайн-коммерцию.

– Мы уже наблюдаем ситуацию, когда люди отказываются от услуг турагентств и по Глобальной сети заказывают себе билеты на самолет, бронируют номера в гостиницах за рубежом. При этом, находясь в своей алматинской квартире, – говорит Абенов.

Люди экономят время и деньги, а некоторые снижают риски, связанные с работой недобросовестных тур­операторов. Плачевная судьба поджидает традиционные магазины, т. к. шопингом теперь можно заняться за компьютером дома. – Причем заказанный товар вам еще и привезут. Вдумайтесь, сколько времени и денег ушло бы, если бы вы отправились в торговый центр. Кстати, из дома можно делать подарки родным и близким в других городах. Выгода очевидная, – говорит эксперт.

Пределы роста

Хотя публичный Wi-Fi имеет радужные перспективы, тем не менее у него есть пределы роста, которые сдерживают его победное шествие.

– Казахстан занимает 9-е место в мире по площади территории, а в стране проживает чуть более 17 млн. человек. Для нас остается проблемой низкая плотность населения, которая ведет к росту технологических издержек и увеличивает время окупаемости проектов, – говорит директор АКИБ.

По словам эксперта, оборудование стоит относительно недорого. Но проблема в том, что оно требует электричества на постоянной основе. Поэтому очевидно для всех, что успех мероприятия во многом зависит от решения финансовых вопросов и механизма получения прибыли.

– В данном случае приходится говорить не о прямых доходах, а о косвенных. Такие проекты окупятся со временем и, как ожидается, дадут еще большую отдачу тем, кто сегодня начал осваивать непаханое поле, – говорит президент Интернет-ассоциации Казахстана (ИАК) Шавкат Сабиров.

Публичный Wi-Fi – это прежде всего реклама для самих компаний. Они могут привлечь дополнительных клиентов, предоставляя наряду с бесплатной опцией платные услуги. Также компании способны добиться лояльности потребителей. Мера актуальная, особенно в условиях экономических кризисов.

Есть и другие варианты того, как сделать проект общественного Интернета финансово рентабельным. – Инвестиции будут осуществляться за счет средств рекламодателей, для которых важен охват пользователей своей продукцией. В этом случае пользователю при подключении к Глобальной сети предлагается посмотреть интерактивную заставку. Это отнимет 10–15 секунд, – говорит Манарбек Абенов, директор АКИБ.

Право на доступ

Специалисты затрудняются ответить на вопрос, чем является общественный Wi-Fi? Одни не верят в состоятельность проекта и говорят о том, что это не более чем попытка мегаполиса подчеркнуть свой деловой статус, другие уверены, что это уже требование глобальной экономики и вопрос усиления конкурентоспособности города.

– Я не думаю, что это имиджевый проект, направленный только на то, чтобы привлечь внимание людей, – говорит Шавкат Сабиров. – Правильно говорить о неком стандарте, который складывается в мире.

По словам эксперта, Интернет сегодня начинает рассматриваться не столько как роскошь, сколько как необходимость, как составляющая прав человека. На наших глазах растет «IТ-поколение», не представляющее свою жизнь без социальных сетей. К новым реалиям пристраиваются и те, чье детство прошло перед телевизором.

– Всемирная сеть меняет образ жизнь горожан, их мировоззрение. Сегодня ситуация напоминает историю с мобильным телефоном. Мы не можем выйти на улицу без сотки, хотя раньше как-то обходились без нее, – говорит президент ИАК.

То же самое происходит с Интернетом. Если его нет в офисе или дома, то возникает чувство, будто выключили свет. О том, насколько сильно Глобальная сеть проникла в общество, говорят не столько показатели онлайн-покупок, сколько претензии виртуального пространства на реальную социальную жизнь.

Сегодня в интернет-сфере формируются и распадаются общности пользователей, люди заводят дружбу, организуют флешмобы и даже создают семьи. Глобальная сеть ломает традиционные взгляды на жизнь. Она не признает стратификации – деления людей по уровню доходов. В Сети все равны! И те, кто ездит на дорогих авто, и те, кто разговаривает по бюджетному телефону.

Даже лидерство подвергается трансформации. Оно приобретает невербальный характер. Не надо видеть или слышать, чтобы стать кумиром, достаточно, чтобы мысли пользователя стали интересны другим участникам онлайн-процесса. Блогер превратился в героя нашего времени. Но он же породил «троллей» – тех, кто стремится навязать свое мнение и оспаривает лидерство других в социальных сетях и форумах.

Очевидно, что Интернет не только изменил образ жизни людей и их взгляды, незаметно он стал социальной потребностью. А это еще один серьезный фактор, который будет способствовать развитию публичного Wi-Fi и распространению зоны его охвата.

Замир КАРАЖАНОВ Коллаж Нурбола ОРЫСУЛЫ

Источник: http://vecher.kz

Оставить комментарий

Связанные Статьи