Развитие производства в Казахстане и индустриализация вызывают зачастую скептический настрой у казахстанцев. Громкие проекты разваливаются, некоторые так и не запускаются после успешной презентации. Между тем первая пятилетка индустриализации прошла. И можно уверенно сказать: производство в Казахстане есть и в условиях мировых рыночных отношений, в которых Казахстан участвует в рамках Таможенного союза, Евразийского экономического союза, а в ближайшем будущем и ВТО, страна должна интенсивнее осуществлять товарооборот с другими странами. На сегодняшний день 30 процентов производимой в нашей стране несырьевой продукции экспортируются, а импорт потребляемых казахстанцами товаров значительно превышает эту
цифру. Задача программы индустриализации заключается в максимальном обеспечении отечественных потребителей товарами собственного производства. Мировой кризис 2008 года значительно пошатнул экономику и нашей страны: предприятия стали закрываться, десятки тысяч людей оказались безработными, производство встало. Чтобы исправить ситуацию, государство стало инвестировать в производящие предприятия, тем самым поддерживая экономику. Но так продолжаться долго не могло. Отсутствие промышленного сектора экономики может быть препятствием для экономического развития страны, что стимулирует правительство принимать меры для поощрения или проведения индустриализации государственными средствами. Как раз в этом и состоит главная суть Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы, которую предложил Глава государства 15 мая 2009 года. Так, эта программа главным образом направлена на 100-процентное обеспечение рынка Казахстана товарами собственного производства, а также охват европейского рынка на 10–15 процентов для реальной конкурентоспособности Казахстана при вступлении в ВТО. Глава государства предлагает создать индустриальную зону для наращивания производства товаров с полным или практически полным циклом производства в Казахстане. Положительным примером осуществления форсированного индустриально-инновационного развития является Турецкая Республика. Так, за последние 10 лет Турция захватила 20 процентов европейского рынка практически по всем направлениям. На период до 2015 года основным приоритетом политики форсированной индустриализации является реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных секторах экономики, ориентированных на экспорт, и поддержание новых возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания. Для осуществления этой программы казахстанским бизнесменам необязательно создавать что-то уникальное, достаточно наладить производство, например, европейских товаров по их патентам в Казахстане. Это в свою очередь создаст дополнительные рабочие места и позволит обеспечить наш рынок аналогичными импортируемыми товарами. Для благоприятного развития и привлечения бизнесменов к этой программе создаются все условия. Например, при открытии производства бизнес освобождается от корпоративного налога (а это 30 процентов их прибыли), а также при открытии уникального производства, т.е. выпуска товара, не конкурирующего с уже существующим продуктом на рынке Казахстана, бизнес освобождается также и от НДС сроком на 10 лет для получения возможности наладить дело. Все это делается с целью снизить конечную стоимость товара для потребителей. Более того, в перспективе это позволит сохранить рабочие места при вступлении в ВТО, когда иностранные компании получат доступ к нашему рынку, предлагая качественный товар по доступной цене. В таком случае наши предприятия, имея все эти послабления и привилегии, смогут оставаться конкурентоспособными, не сокращая рабочие места для снижения цен. Эта программа действует уже более 5 лет, за это время были запущены десятки успешных производств, которые со временем смогут набрать темп для обеспечения своего рынка и вывоза в экспорт. Наряду с этими успешными проектами были, конечно же, и проекты, которые оказались провальными, ввиду неподготовленности некоторых бизнесменов к ведению бизнеса в реальных условиях рынка. Проблема наших заводов-однодневок, которые сегодня торжественно открываются, а завтра банкротятся, не успев выпустить товар на рынок, заключается в недальновидности бизнесменов, ведущих этот бизнес. К примеру, завод строится, производство запускается, а товар девать некуда, потому как рынок не был изучен бизнесменом, который также не позаботился о поиске потенциальных покупателей. Мотив такого казахстанского бизнесмена – это получение одномоментной прибыли. Поэтому многие предприниматели вкладывают свои деньги в добычу сырья (недропользование). Такие виды деятельности дают моментальную прибыль при минимальных вложениях, в то время как мало кто думает о перспективе на десятки лет вперед. Создавая уникальный для рынка Казахстана товар сейчас, бизнесмен имеет возможность стать первопроходцем, соответственно, задать высокую планку и сделать слова «казахстанский» и «качество» синонимами. На данный момент большинство товаров народного потребления импортируются, таким образом конечный покупатель платит не только за сам товар, но и за его транспортировку, растаможку и сертификацию при ввозе в нашу страну. По сравнению с импортируемым товаром, казахстанский товар не будет обременен этими «наценками», а соответственно, будет дешевле и доступнее покупателю, что позволит оттеснить импортируемые товары. Как отметил президент, предпринимателям следует принять участие в реализации программы «Стратегия «Казахстан-2050» в качестве экспертов с тем, чтобы разъяснять молодежи основные приоритеты развития страны, определенные в данной программе. Нужно очень чутко реагировать даже на незначительные изменения на мировом рынке, потому что мы являемся одной из самых динамично развивающихся стран в Средней Азии, у нас есть реальная возможность совершить технический прорыв. Рашид АЮПОВ, стипендиат программы «Болашак» Источник: http://liter.kz