Президент Республики Казахстан Н.Назарбаева в своем Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 года отметил пять основных приоритетов, которые, по его мнению, призваны обеспечить темпы роста экономики выше среднемировых и устойчивое продвижение в число 30 передовых стран. В качестве одного из пяти приоритетов отмечено поддержание макроэкономической стабильности.
Ключевой задачей здесь является восстановление стимулирующей роли денежно-кредитной политики и привлечение частного капитала в финансирование экономики.
Президент отмечает, что нужна «перезагрузка» финансового сектора страны и в частности необходимо выработать комплекс мер по оздоровлению банковского сектора.
Да действительно банковский сектор играет важную роль в экономическом развитии страны. Данная роль определяется возможностью наладить канал бесперебойного перемещения временно свободных средств в реальный сектор экономики, который нуждается в существенных капиталовложениях для модернизации основных фондов, а также с целью преодоления кризисных явлений и выхода на траекторию устойчивого экономического роста.
Говоря о роли банковского сектора в экономике страны, необходимо отметить снижение доли кредитов банков в ВВП республики. По итогам 2015 года данный показатель ниже значения докризисного 2005 г.
Данное снижение связано со многими внешними и внутренними факторами, к которым можно отнести девальвационные процессы, дефицит фондирования, увеличение неработающих кредитов, внешние обязательства и многие другие, экономические и политические факторы. К качественным показателям снижения доли кредитного портфеля можно отнести слабую диверсификацию и несбалансированное кредитование экономики.
Важным, но негативным параметром является краткосрочное фондирование реального сектора, что является недостаточным для поддержания полного операционного цикла производства и чревато замедлением или остановкой производства. Банковский сектор нацелен на быструю окупаемость вложений.
Средневзвешенные процентные ставки изменялись циклически в соответствии со спросом на заёмные средства согласно изменениям объемов выданных кредитов. В кризисный период банки, вместо того чтобы облегчить долговую процентную нагрузку на заемщиков, увеличивают процентные ставки для выдаваемых ссуд, тем самым вынуждая экономических агентов оформлять кредиты по еще более высокой стоимости.
Считаем важным, что в Послании Президента народу Казахстана 2017 года он поручает Национальному банку и Правительству в целях решения проблем нехватки денег в экономике и высоких ставок по кредитам принять комплекс мер по обеспечению доступного средне- и долгосрочного фондирования в тенге.
Огромное негативное и дестабилизирующее влияние на кредитную активность банков оказывает наличие высокого уровня неработающих кредитов. В этих условиях решение данной существующей проблемы является важнейшим фактором для дальнейшего развития финансового сектора, в целом.
Исчерпав потенциал использования такого инструмента, как реструктуризация задолженности, в 2012 году были введены в действие несколько механизмов улучшения качества активов банков: продажа проблемных активов в АО «Фонд проблемных кредитов» и дочерние организации банков, приобретающие сомнительные и безнадежные активы родительского банка, а также условия прощения безнадежной задолженности до конца 2015 года без возникновения дополнительных налоговых обязательств для банков.
Благодаря данным мерам объем просроченной задолженности к совокупному кредитному портфелю на конец 2015 года сократился до 7,3% и соответствовал уровню 2009 года. Доля задолженности реального сектора сократилась до 29% или 263 млрд. тенге. В удельном соотношении значительно сократилась задолженность сельского хозяйства, что связано со снижением кредитования в данной отрасли в виду высоких сельскохозяйственных рисков, задолженность промышленности и других отраслей реального сектора сохранялась в пределах среднегодовых значений.
В рамках реализации поручения Главы государства по снижению уровня проблемных кредитов до 15% в 2015 году и до 10% к 1 января 2016 года Национальным банком совместно с Правительством была проделана огромная работа по снижению просроченных займов в банках и принятия мер для недопущения дальнейшего роста их объема. Для обеспечения мониторинга и координации мероприятий по снижению проблемных займов была создана Комиссия по оценке и контролю над деятельностью по снижению просроченных займов. Для дальнейшего улучшения качества кредитных портфелей предполагалось введение с 1 января 2016 года регулятором пруденциального норматива для банков по максимальному лимиту неработающих займов на уровне 10%. Но учитывая длительность сроков, необходимых для приведения ссудного портфеля к требованиям данного норматива, было принято решение о переносе сроков до 1 января 2018 г.
В Послании Глава государства заостряет внимание на том, что «Национальному банку нужно дать больше прав для оперативного контроля за состоянием банков. Он должен перейти от формализованного подхода к риск-ориентированному, чтобы принимать меры воздействия к банкам, не дожидаясь формального нарушения с их стороны. Также необходимо усилить ответственность аудиторских компаний, обеспечить прозрачность акционеров и в целом улучшить корпоративное управление. Все это надо закрепить на законодательном уровне».
Президент отмечает, что необходимо ускорить работу по расчистке балансов банков от «плохих кредитов» и при необходимости обеспечить их докапитализацию со стороны акционеров .
Кроме этого, Президент подчеркнул, что Национальный банк должен отвечать не только за инфляцию, но и совместно с Правительством за рост экономики.
Немаловажный вопрос это вопрос фондирования банков. Несмотря на ограниченный доступ к внешним источникам фондирования и замедление роста экономики банковский сектор продолжал наращивать ресурсную базу, причем темпы номинального прироста ресурсной базы в 2010, 2014 и 2015 гг. во многом определялись динамикой валютного курса. Подобные условия стимулировали банки более интенсивно использовать внутренние источники. В частности, начиная с 2013 года банки стали использовать нераспределённую прибыль и сформированные из нее фонды в качестве дополнительного источника капитала.
В качестве источника привлечения средств банками фондовый рынок Казахстана остается слабо привлекательным, особенно в связи с проведенной пенсионной реформой и сокращения спроса, обеспечиваемого ранее за счет частных пенсионных фондов. За период с 2005 по 2015 год банковский сектор путем выпуска ценных бумаг смог привлечь порядка 10,4 трлн. тенге, что составляет 8,2% от общего объема привлеченных средств.
В своем Послании Глава государства обращает на это внимание и поручает Правительству совместно с Национальным банком принять меры, направленные на активизацию отечественного фондового рынка.
Важным источником фондирования для банков являются вклады юридических и физических лиц. Объем привлеченных вкладов от организаций по состоянию на 2015 год достиг 6,9 трлн. тенге, физических лиц – 6,8 трлн. тенге, где номинальный прирост депозитной базы обусловлен валютной переоценкой.
Учитывая тот факт, что существенная часть депозитов представляет собой срочные вклады, которые могут быть истребованы вкладчиком раньше срока, в данном случае депозитная база может рассматриваться как относительно стабильным источником фондирования в виду высокой волатильности. Известны прецеденты провокационных и не соответствующих действительности сообщений о банкротстве крупных казахстанских банков, повлекших массовые снятия наличных средств со счетов. В связи с этим ресурсная база банковского сектора становиться дорогостоящей в виду дефицита долгосрочных источников, что в свою очередь, сказывается на долгосрочных видах кредитования преимущественно, реального сектора экономики.
Нельзя не отметить и тот факт, что в настоящее время существенная часть депозитов выражена в иностранной валюте, что влечет за собой валютные риски, которые могут быть чувствительны к незначительному изменению курса.
На конец 2015 года соотношение депозитов к кредитному портфелю банков было выше, что обусловлено номинальным ростом вкладов за счет валютной переоценки. Но косвенно восходящий тренд, в целом, свидетельствовал о замедлении темпов кредитования экономики.
Ретроспективный анализ по кредитованию за период позволяет выделить период времени, в рамках которого наблюдался спад объемов кредитования БВУ. Это период 2008-2010 года. Снижение объемов кредитования в этом периоде было, с одной стороны, спровоцировано обвалом на рынке ипотеки в США и послужило причиной мирового кризиса, с другой стороны, сопровождалось девальвацией национальной валюты. События, которые наблюдаются сейчас, сопоставимы с событиями того периода, с двумя существенными оговорками: цены на энергоносители росли, а курс национальной валюты был ограничен пределами колебания. Рост цен на энергоносители обеспечивал приток иностранной валюты и способствовал формированию резерва валюты для проведения интервенций НБ РК по недопущению сильной волатильности курса. Новый режим валютного курса, а также низкие цены на нефть исключают такую возможность и привносят высокий уровень неопределенности, а также способствуют росту финансовых рисков БВУ. Поскольку кредитование в республике возможно только в национальной валюте, чтобы исключить риски резких изменений валютного курса, БВУ будут ожидать, с одной стороны, стабилизации курса национальной валюты, с другой стороны, стабилизации цен на рынках активов, которые они кредитуют, т.е. на рынке жилья, в экономике, в торговле и на рынке автокредитования. Предполагается, что произойдет стабилизация этих параметров, после чего, БВУ начнут кредитовать эти рынки. По мнению экспертов в 2017 году тренд сокращения объемов кредитования сменится плавным переходом к увеличению кредитования. Что же будет способствовать более плавному переходу от сокращения объемов кредитования к их наращиванию?
Предполагается, что объемы кредитования в рамках Государственной Программы форсированного индустриального и инновационного развития (ГПФИИР) на 2015-2019 гг, программы единой поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса», программы «Производительность 2020», а также кредитования, предусмотренного в рамках новой экономической политики, нашедшей свое выражение в программе «Нурлы Жол», будут способствовать расширению денежного предложения экономике в форме кредитования через БВУ, а также будут способствовать меньшему сокращению объемов кредитования.
Что касается доли кредитования промышленности и сельского хозяйства, то кредитование этих сфер экономики в горизонте ближайших пяти лет будет расширяться. С одной стороны, этому процессу будут способствовать программы государственной поддержки производственных отраслей экономики, с другой стороны, ожидается приток иностранных инвестиций со стороны Китайской Народной Республики (КНР).
В Послании Н.А.Назарбаев отмечает «Необходимо эффективно реализовать совместную с Китаем инвестиционную программу по созданию производств в Казахстане. Договоренности с китайской стороной достигнуты. Объекты обозначены. Нужно конкретно работать. Это будут современные производства с созданием порядка 20 тысяч новых рабочих мест для казахстанцев. На сегодня начата реализация шести проектов, а два проекта уже запущены».
Инвестиции из КНР будут идти на кредитование и прямое инвестирование в совместные проекты с Республикой Казахстан.
Так, в Республике Казахстан будет реализовано 52 совместных проекта в сфере промышленного производства на сумму 24 млрд. долларов США (портфель кредитов промышленности на конец 2015 года составлял 7,6 млрд. долларов США), а сумма сделок в рамках государственной программы «Нурлы Жол» составит 45-50 млрд. долларов США. Предполагается, что Банк Китая в Казахстане профинансирует проекты на сумму 5 млрд. долларов в рамках ГПФИИР. В сфере сельского хозяйства будет реализовано 19 проектов на общую сумму 1 млрд 735 млн. долларов США (портфель кредитов сельскому хозяйству на конец 2015 составлял 2 млрд. 948 млн. долларов США). Таким образом, порядка 80 млрд. долларов США должны поступить в страну. С учетом того, что весь кредитный портфель БВУ РК на конец 2015 года составлял 55 758 млн. долларов США, эта сумма довольно внушительная. А с учетом того, что эти средства КНР предполагает инвестировать в сферу материального производства Казахстана, продукты которого предполагается экспортировать в КНР, то прогноз экспертов по росту промышленного производства и сельского хозяйства вполне оправдан. Кроме того, поступление такого большого количества иностранной валюты будет способствовать укреплению курса национальной валюты, что соотносится с прогнозом по укреплению обменного курса пары USD/KZT. Эксперты предполагают, что местные БВУ будут принимать участие в этих программах в рамках совместных проектов кредитования с государством. Участие местных БВУ своими деньгами будет ограничено, это в свою очередь, дает основание предположить расширение кредитного портфеля и суммы активов АО ДБ "Банк Китая в Казахстане" и торгово-промышленного банка АО «ТПБ Китая в г. Алматы».
Очередное Послание, как и все Послания Главы государства Н.А. Назарбаева являются стратегически важными и направлены на решение конкретных задач и целей в строго регламентированные сроки. Можно надеяться, что решение всех поставленных Президентом задач перед Национальным банком и Правительством позволит стабилизировать деятельность банковского сектора, что будет способствовать росту экономики Казахстана.
Н.Н. Кадерова, профессор
Университета Международного Бизнеса