Уникальность парадигмы казахстанского развития сегодня уже ни для кого не новость. В 90-х годах прошлого века после развала Союза страна фактически находилась на пороге полного экономического коллапса. Однако благодаря своевременно принятым реформам и четкому плану развития кризиса удалось избежать. Тогда главной путеводной звездой молодой республики была стратегия развития «Казахстан-2030». В позапрошлом году она была
выполнена досрочно. На замену пришла новая стратегия развития до 2050 года. Необходимость ее принятия диктовалась глобальными переменами, которые произошли в мире за последние 10 лет. Старые принципы в новых условиях стали неактуальными. Старая стратегия «Казахстан-2030» предполагала форсированное развитие двух главных составляющих современного государства: горнодобывающей промышленности и финансового сектора. И с этими задачами – где-то лучше, где-то хуже – справились. Для развития сырьевого сектора полагаться пришлось целиком на иностранных инвесторов. Уже к 2000 году Казахстан завоевал прочные экспортные позиции на рынках сырья. Нефть, металлы у нас стали покупать довольно охотно. Понадобилось для становления немногим меньше десятилетия. Окончанием этой фазы экономисты считают 2002 год. Дальше уже было проще. Стадия становления минула. О Казахстане узнали, и иностранные инвесторы стали вкладываться не только в сырье, но и в активно зарождающийся финансовый сектор страны. Именно это направление было выбрано вторым элементом развития. За основу был взят зарубежный опыт. И все бы хорошо, но сам опыт в итоге оказался неверным. Потому сначала пострадали те, с кого мы брали пример, а впоследствии волна дошла и до нас. Помимо этого, банки увязли в долгах, что в определенный момент чуть было не обернулось катастрофой. Поддержка со стороны государства и реструктуризация долгов позволили удержаться на плаву. Получилось так, что гипертрофированное и фактически бесконтрольное развитие финансового сектора оказалось бесперспективным с точки зрения обеспечения конкурентоспособности государства. Рычаг не сработал. Рассчитывали на то, что внешние займы пойдут в местную экономику и повлекут рост производства. Но банки распорядились полученными миллиардами иначе. До 70 процентов кредитов все эти годы выдавалось и выдается на торговые операции. Получается, что за рубежом мы занимали, чтобы у них же за эти деньги потом что-то купить. Стало совершенно ясно: волатильность на сырьевых и финансовых рынках не может считаться гарантом социально-экономического процветания. Необходимы новые подходы, основанные на модернизации производства, инновациях и масштабном развитии индустрии. Только в этом случае государство сможет развиваться стабильно. Именно эти постулаты и заложены в новую стратегию «Казахстан-2050». Уклон предлагается сделать на развитие агропромышленного сектора посредством интенсификации сельского хозяйства в его низовых секторах и модернизации мощностей по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью. По словам президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, производство продуктов питания, качественных и безопасных с высшим классом экологичности, должно стать брендом нашей республики на мировых рынках. В условиях повсеместного удорожания продовольствия это также придется очень кстати. – Благодаря развитию агропромышленного комплекса, мы одновременно решаем две важнейшие для страны задачи: обеспечение продовольственной безопасности и диверсификация экспорта, – сказал Глава государства в своем послании народу Казахстана. – Поэтому будет продолжено финансирование инвестиционных проектов в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития, таких, как организация и развитие молочно-товарных ферм, птицефабрик, откормочных площадок и так далее. Как видится, именно аграрный сектор выбран в качестве «третьего развития». И здесь Казахстан вряд ли столкнется с неудачей, как это было с банками, особенно если пойдет по пути Китая. Его опыт в этой отрасли можно считать поистине уникальным. Китаю ныне пророчат первое место по ВВП в мире. Заслуживает внимания история «земельной реформы» в КНР, когда крестьянство фактически самозахватом переделило все плодородные земли, при этом государству пришлось признать законность и отдать участки в долгосрочную аренду. Указанные меры положили начало квазикапиталистическим реформам: народ наконец-то смог зарабатывать своим трудом, что создало условия для повышения платежеспособного спроса и уровня жизни населения. Повышение благосостояния на селе способствовало развитию мелкого деревенского ростовщичества как канала финансирования и развития как местного бизнеса, так и переселения и открытия бизнеса в городах. Следующим шагом было освоение рынков трудоемкого ширпотреба: изделий из кожи, производства одежды и обуви. Несложно было бы провести подобные реформы и в Казахстане. Однако сегодняшнее положение нашей страны сильно отличается от Китая начала 1980-х годов. В нашей стране сегодня наблюдается сильный контраст по уровню благосостояния населения. В Китае агрореформа начиналась, когда почти 80 процентов населения были за чертой бедности, у нас этот показатель составляет около 6 процентов. Следовательно, при наших условиях говорить о проекции «китайского чуда» в местные реалии не приходится. Нужны другие механизмы. Государственное участие выбрано как одно из них. Когда ставили на ноги сырьевой сектор, обратились к иностранным инвесторам. Когда проводили реформы в финансовом секторе, то деньги тоже брали за рубежом. Сейчас взялись за сельское хозяйство и обрабатывающее производство. Но почему-то на этот раз иностранный капитал входит весьма неохотно. А то им вовсе показывают «от ворот поворот». Сейчас Казахстану, пожалуй, впервые предстоит действовать самостоятельно. Суммы велики. И необходимо сделать все возможное, чтобы потрачены они были с наибольшей эффективностью. Источник: http://liter.kz