Магистраль мирового значения

/uploads/thumbnail/20170708160801921_small.jpg

Нурсултан Назарбаев принял участие в церемонии открытия железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран.

Дорогой сближения и развития

Запуск новой линии – не рядовое меро­приятие, а историческое событие, открываю­щее широчайшие возможности для стран – участниц этого масштабного проекта. Магистраль имеет глобальное значение, поскольку рассматривается как важная часть международного транспортного маршрута "Север – Юг".

Рассуждая с позиций геоэкономики, можно говорить о создании нового экономичес­кого пространства, приближающего нас к центрам мирового развития и важнейшим регионам в системе международного товарообмена.

Поэтому вполне понятно, что событию было уделено самое пристальное внимание на высшем уровне. В церемонии открытия принимали участие президенты Казахстана, Туркменистана и Ирана. Первым пунктом программы стала туркменская станция Акяйла, куда лидеры прибыли на вертолетах.

Вокзал оказался великолепным. Возведенный в лучшем стиле туркменского зодчества, он напоминает беломраморный дворец, но никак не полустанок в провинции. Именно здесь для глав государств была проведена презентация новой железнодорожной магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран. В своем выступлении в ходе совместного заявления Нурсултан Назарбаев поздравил глав Туркменистана – Гурбангулы Бердымухамедова и Ирана – Хасана Рухани с завершением строительства железной дороги.

– Вместе с Президентом Туркменистана мы торжественно ввели казахстанский участок в прошлом году. Теперь магистраль соединяет три государства, – сказал Президент Казахстана.

Глава государства отметил, что ввод в строй международной магистрали открывает новые перспективы для экономики региона.

– В наших государствах повысится значимость регионального рынка, а также производства, ориентированного на азиатские рынки, – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Он также напомнил, что через железные дороги нашей республики весь регион получает возможности для экономического сотрудничества с Китаем и Россией.

В свою очередь Г. Бердымухамедов отметил важное экономическое и социальное значение новой железнодорожной линии.

– За 7 лет была проделана огромная работа. Теперь эта дорога будет служить процветанию и укреплению добрососедских дружеских отношений, – сказал Президент Туркменистана.

Президент Исламской Республики Иран подчеркнул актуальность налаживания сотрудничества между нашими странами, создания условий для развития взаимной торговли.

– Необходимо развивать коммуникации между тремя странами. Эта железная дорога не только соединяет три государства, но и обеспечивает выход в Персидский залив, Россию и Китай, – сказал Х. Рухани.

Главы государств проследовали к стоящему у перрона поезду и отправились в небольшое путешествие до границы, где состоялась церемония стыковочной укладки "Золотого полотна". Тут же по направлению в Иран проследовал первый товарный поезд, казахстанские зерновозы и вагоны с хлопком из Туркменистана. Как показывает практика, даже введение отдельных частей дороги, влечет значительное увеличение торгового оборота. В частности, после запуска казахстанско-туркменского участка в прошлом году грузоперевозки между двумя странами увеличились на 40%.

А связка транспортных сетей Центральной Азии, Ближнего Востока и Европы в единый узел позволит реализовать транзитный потенциал региона и имеет огромное значение для всей Евразии.

Историческое событие

Торжественная церемония открытия железной дороги продолжилась на иранской станции Инче-Бурун. После переезда на территорию Ирана лидеры государств провели трехстороннюю встречу, в ходе которой отметили стратегическое значение новых транспортных магистралей.

Стороны обсудили новые инициативы в области развития транспортно-логистического потенциала, включая строительство автомобильных и железных дорог, логистических центров. Кроме того, были рассмотрены вопросы приграничного сотрудничества, создания свободных экономических зон и инвестиционного взаимодействия.

Главы государств договорились о создании рабочей группы, которая определит направления активизации торговли, а также изучит перспективы взаимодействия в транспортно-логистической сфере.

В зале вокзала президенты осмотрели выставку культуры Ирана и открыли мемориальную доску, посвященную открытию железной дороги. Итоги состоявшихся переговоров лидеры "тройки" подвели на пресс-брифинге, в ходе которого выразили уверенность в необходимости дальнейшего расширения взаимовыгодного сотрудничества между тремя странами.

Президент Нурсултан Назарбаев высказал глубокую благодарность за приглашение на иранскую землю, на очень важное для всех участников проекта историческое мероприятие. Он отметил значимость деятельности по формированию современной транспортной инфраструктуры.

– Мы сегодня, фактически, создали новый Шелковый путь, пролегающий через три наши страны и Китай к Тихому океану, – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Глава государства также подчеркнул, что новая железнодорожная магистраль Казахстан – Туркменистан – Иран уже приносит экономический эффект и способна удовлетворить потребности во взаимной торговле.

– Казахстан в прошлом году поставил в Иран 1 миллион тонн пшеницы, а в целом потребности стран Персидского залива составляют 9–10 миллион тонн. Мы собираемся поставлять сталь, минеральные удобрения и другую казахстанскую продукцию. Соответственно, будем и приобретать необходимые товары у Туркменистана и Ирана, – сказал Президент Казахстана.

Нурсултан Назарбаев сообщил, что наша страна внесла предложения о поставках в Иран и Туркменистан продукции казахстанского железнодорожного машиностроения, включая тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны. К слову, как сообщил Глава государства, именно отечественный тепловоз повез первый товарный состав из Туркменистана в Иран.

В заключение главы трех государств отметили, что запуск новой железной дороги окажет позитивное воздействие на развитие всего региона.

…Завершив свой визит в Иран, Глава государства сегодня находится с рабочим визитом в Южно-Казахстанской области, где планируется посещение ряда объектов, а также проведение встречи с представителями общественности региона.

Экономически выгодный маршрут

Что и говорить, дорога, действительно, событие которого давно ждали. В частности, Иран, как и Казахстан, сегодня делает ставку на свое географическое и геостратегическое расположение, намереваясь увеличить транзит в ближайшие пять лет на 25%. Планируется реализация проектов по международным и региональным транспортным коридорам, которые соединяют Иран с Афганистаном, Китаем и Пакистаном. И в этом смысле транспортный маршрут Казахстан – Туркменистан – Иран как часть международного коридора "Север – Юг" видится очень важным.

В иранском городе Горган, а это примерно в 80 километрах от места события, на улицах можно было увидеть огромные рекламные шиты со схематичным изображением нового железнодорожного маршрута. На карте пунктирными линиями была изображена вертикаль, соединяющая три страны единой транспортной нитью, и, глядя на нее, можно было легко представить развернувшийся масштаб строительства. Общая протяженность железной дороги, к слову, составляет 928 км, из них по территории Казахстана – 146 км, Туркменистана – 700, Ирана – 82 км.

Начало проекту было положено в октябре 2007 года подписанием президентами "тройки" декларации о создании транспортной магистрали по маршруту Узень – Берекет – Горган. Спустя два года строительство началось и показало хорошие темпы.

Иранские бизнесмены с воодушевлением воспринимают открывающиеся перспективы. Как рассказал местный предприниматель Мохсен Горейши, который уже более 12 лет работает с Казахстаном, ранее приходилось возить зерно из Актау по автомобильным дорогам, что было и дорого и занимало много времени. С вводом в строй железной дороги появляются новые возможности.

Еще один местный бизнесмен, представитель казахской диаспоры проживающий в Горгане, Ережеп Казах собирается взять в аренду 100 га земли, чтобы построить на станции Инче-Бурун терминал для оказания сервисных услуг в области транспорта.

Естественно, большие дивиденды сулит новый путь и Казахстану.

Для нас – это еще один важный элемент транспортной стратегии, призванный разорвать континентальную замкнутость страны, диверсифицировать пути транспортировки казахстанских товаров на мировые рынки.

С вводом линии Узень – Горган дальность грузовых перевозок сокращается на 600 км. Это позволит значительно увеличить экспорт и в целом товарооборот, ведь не случайно говорят: время – деньги. Сокращение сроков доставки товаров обеспечит серьезное конкурентное преимущество нашей стране.

Здесь хотелось бы понять, какие казахстанские товары пойдут на экспорт по новому транспортному коридору и какая нужна для этого инфраструктура? В первую очередь можно говорить о большом потенциале в агропромышленной сфере. В июле 2013 года иранская компания "Ховар-е мийоне" подписала с ОАО "НК "Продкорпорация" контракт на поставку 200 тыс. тонн зерна. В перспективе стороны намерены выйти уже на миллион.

Другими словами, мы открываем для себя огромный и емкий рынок, где казахстанские товары, с учетом нового маршрута "Север – Юг" станут более конкурентоспособными.

Однако новый транспортный коридор – это не только железная магистраль, это и станции, разъезды, мосты, складские помещения и много другого. Дорога должна быть способна "переварить" миллионы тонн грузов.

В этом контексте интересен проект казахстанской фирмы "Астык Терминал", которая намерена на станции Инче-Бурун построить всю необходимую инфраструктуру для решения логистических и технических вопросов, что позволит значительно увеличить объем взаимной торговли. Это будет универсальный терминал.

На начальном этапе компания планирует построить элеватор для хранения до 20 000 тонн зерна с последующим увеличением этого объема до 100 000 тонн. Это создаст возможность экспортировать его на иранском направлении в объемах до 2,5–3 млн тонн.

Кроме того, казахстанская сторона планирует строительство терминалов для хранения нефти, газа, продукции легкой промышленности, нефтехимической продукции, строительных материалов и металлов.

Президенты Казахстана, Туркменистана и Ирана высоко оценили перспективы сотрудничества. Ввод магистрали продемонстрировал, что страны-участницы могут справиться с самыми сложными проектами, невзирая на кризис.

Источник: http://kazpravda.kz

Пікір қалдыру

Қатысты Мақалалар