Выгоды девальвации: цены в аптеках пошли вниз

/uploads/thumbnail/20170709065432516_small.jpg

Цены уменьшились частично — но снизились. Кризис толкает фармацевтов на скидки, сообщает Qamshy.kz со ссылкой на 365info.kz.

Так большинство фармкомпаний отреагировали на то, что тенге стабилизировался.

Этот год выдался сложным для казахстанской фармацевтической отрасли — девальвация тенге, снижение покупательной способности, при этом потребительские предпочтения резко идут в сторону удешевления…

Двадцать покупателей вместо десяти

Фармацевты констатируют: если год назад в аптеку заходили 10 покупателей и в среднем покупали лекарства на 10 тысяч тенге, то сейчас приходят 20 и покупают на 5 тысяч тенге.

— Когда подорожали лекарства, пенсионеры за сердце хватались, ругались, возмущались, что пенсии остались на прежнем уровне, а цены выросли, — рассказывает Тогжан, фармацевт одной из алматинских аптек. — Сейчас, когда цены на некоторые препараты снизились, никто даже не замечает.

Иностранные компании дали казахстанцам скидки

К примеру, препарат от гриппа и простуды «ТераФлю», который еще в августе стоил 240-270 тенге за пакетик, сейчас продается по 140-190.

— Курс валют установился и многие компании дали дополнительные скидки, чтобы люди могли покупать лекарства, — говорит президент Ассоциации международных фармацевтических производителей РК Вячеслав Локшин. — Цены снизили большинство иностранных компаний в валюте, соответственно они снизились и в тенге.

Объем рынка в долларах снизился на 42 %.

— Цена средней купленной упаковки упала до 700 тенге.

Аптеки вспомнили про конкуренцию

Конечно, цены уменьшились не на все лекарства и не во всех аптеках.

— Теперь, когда все более-менее стабилизировалось, начались такие экономические процессы как конкуренция, — говорит владелец сети социальных аптек «Садыхан» Кайрат Аубакиров. — Покупательская способность снизилась. Люди стали уходить из среднего ценового сегмента в низкий. Конечно, премиум сегмент не пострадал — богатые люди как покупали так и покупают дорогие лекарства, даже если цены поднялись на 100%. Но отыграть потери за счет повышения цен на премиум аптеки не могут: в их обороте только 5-10% приходится на дорогие лекарства.

Сейчас же, по словам Аубакирова, популярными стали только дешевые препараты — дженерики индийского производства, отечественные, китайские и российские препараты, качество которых порой оставляет желать лучшего. По некоторым данным, дешевые аналоги лекарственных препаратов в аптеках стали чаще спрашивать примерно 60% казахстанцев.

— Продажи лекарств упали и больше всего пострадал средний ценовой сегмент, а он самый большой, — продолжает эксперт. — Сейчас покупатель приобретает только самое необходимое.

Самый простой рецепт выживания — снизить цену

Рецепты выживания в условиях, когда покупательская способность самого большого сегмента падает, ищут все аптеки. Но в конечном счете, каждая фармкомпания сама решает, как ей вести работу.

— Есть несколько возможностей стимулировать потребительский спрос. Самый простой из них — привлечение покупателей низкими ценами, — рассказывает Аубакиров. — За счет чего идет снижение цен — производитель начинает запускать акцию либо по продвижению нового товара, либо если на аналогичный вид товара появился конкурент. Бывают акции на продвижение в сезон, чтобы дать людям возможность этот товар распробовать, подсадить на него. Но как долго это продлится, я сказать не могу. Как правило, любая акция имеет определенный временной срок.

Кроме того, как отмечают аналитики рынка, многим фармдистрибьюторам пришлось снизить маржу. До девальвации она была не ниже 25%. Сейчас казахстанским фармацевтам приходится снижать размеры своих заработков.

Қатысты Мақалалар