В последнее время некоторые информационные ресурсы и блогеры «вбрасывают» идею о необходимости усиления КНБ. Мол, стране угрожают некие «вызовы». При этом авторы ссылаются на теракты в Актобе и Алматы. Давайте, попытаемся вместе разобраться в этих аргументах.
Взвод спецназа, накрайняк, рота
Официально в Алматы был один вооруженный террорист, а в Актобе – 25.
Во время учебы на военной кафедре на занятиях по тактической подготовке нас учили, что для успешного наступления необходимо иметь трехкратное превосходство сил и средств над обороняющимся противником, согласно БУСВ.
Получается, что для успешного решения задач антитеррористической операции, с точки зрения военного искусства, достаточно было противопоставить тактическое формирование в составе не ниже роты.
Если учитывать, что выполнение антитеррористических задач возлагается не на простых военных, а на элитные подразделения спецслужб, то за счет усиленной огневой мощи и высокой маневренности численность участников реальных АТО, как показывает практика, намного меньше – не больше взвода.
В составе КНБ уже имеется служба «Арыстан», не знаю насчет роты, ну взвод-то там точно найдется, а если надо – увеличивайте состав спецпоздразделения до роты. Кто вам мешает?
Ориентация не туда
Известный блогер Денис Кривошеев предлагает брать пример с России, мол, там скоро создадут суперминистерство государственной безопасности, по объему полномочий напоминающее КГБ СССР. Видимо, дополнительное «вдохновение» авторы идеи также получили от модели СНБ Узбекистана, которая также является суперспецслужбой.
Я полагаю, что разумнее ориентироваться не на отсталую Россию, а на высокоразвитые США. Американское разведывательное сообщество состоит из 16 разведок, в том числе отраслевых министерств.
Вообще, наиболее эффективные спецслужбы мира – ЦРУ, МИ5, Моссад и прочие – развивались в условиях постоянной межведомственной конкуренции за право первой доложить развединформацию главе государства, и все они характеризуются четким разделением, как минимум, на разведку, контрразведку и военную разведку.
Поэтому вариант объединения КНБ, службы «Сырбар» и СГО не представляется целесообразным.
Компромиссный вариант
Великие диктаторы, такие как Сталин например, всегда боялись собственных спецслужб, точнее их резкого усиления. А недавно Эрдоган чуть не стал жертвой госпереворота со стороны генералов турецкой армии.
Практика «накачивания административной мускулатуры» только одной спецслужбе – смерти подобно, поэтому мудрые правители всегда создавали им конкурента для жизнеспособности механизма сдержек и противовесов в силовых структурах.
В случае если вариант с поглощением службы «Сырбар» и СГО по каким-либо соображениям окажется все-таки реализуемым, то предварительно надо будет провести следующие мероприятия:
Во-первых, выделить из состава СГО отдельно Службу безопасности Президента и передать СГО в усеченной версии – охрана первых лиц страны и членов их семей, кроме главы государства.
Во-вторых, лишить все силовые структуры, в том числе КНБ, следственных функций и создать единый Следственный комитет при Генеральной прокуратуре. Тогда будет реальный противовес в лице Генпрокуратуры.
При этом надо понимать, что чем больше оперативных функций будет у объединенной спецслужбы, тем больше будет надзорных полномочий у Генпрокуратуры. Согласно Конституции, осуществление надзора – прерогатива органов прокуратуры и частичная передача их суперспецслужбе повлечет правовые коллизии.
Резонансные дела
Мы живем в информационном веке и сейчас «раскачать» необходимый уровень резонанса можно вокруг любого уголовного дела.
Также важно учитывать, что все частные казахстанские СМИ афилированы с различными политическими группировками, особенно ярко это проявилось во время судебного процесса над бывшим Премьер-Министром Сериком Ахметовым. Такого объема дезинформации и агрессивной клеветы со стороны СМИ, наверное, никогда не было в независимом Казахстане. А что в итоге? Вылито тонны грязи на чиновника, обвиненного в коррупции, а народ каждый день приходил в суд, чтобы его поддержать и даже митинг организовали в его поддержку перед Домом министерств в Астане в 30-градусный январский мороз.
На мой взгляд, не нужно оставлять такой правовой «зазор» в описаниях полномочий новой спецслужбы. Предлагаю все-таки сохранить четкие правовые зоны ответственности – подследственность – между спецслужбами и правоохранительными органами.

Политизация КНБ
Карьерный путь Карима Масимова можно охарактеризовать уже ставшей афористической фразой Путина, немного измененной мною: «миссия по внедрению в акординскую группировку выполнена успешно».
Назначение Масимова председателем КНБ противоречит принципам меритократии. Вообще, назначения политических фигур в спецслужбы в какой-то мере подрывают профессиональные амбиции кадровых офицеров, ведь плох тот солдат, не мечтающий стать генералом. А тут на тебе…
Ну раз уж такое назначение произошло, то следующая задача – не дать превратить КНБ в инструмент сведения личных счетов.
Карим Масимов за время своего длительного премьерства превратился в самую конфликтную фигуру в политической элите. Судите сами, многие из тех, кто с ним работал либо отправлены послами, либо понижены в должностях, а то и посажены в тюрьму.
Мы, конечно же, понимаем, что за красивыми словами о защите суверенитета и нацбезопасности стоит обыкновенное желание урвать себе побольше власти.
Но если влиятельность Карима Масимова можно использовать для укрепления КНБ, почему бы и нет?
Реформы все-таки нужны
Укреплять КНБ нужно, только не за счет внешней разведки и «охранников».
Во-первых, чтобы реформы в спецслужбах приобрели долгосрочный и системный характер необходимо разработать Концепцию развития специальных и правоохранительных органов Республики Казахстан до 2022 года. В этом документе четко прописать дальнейшую траекторию развития спецслужб с учетом диверсификации и трансформации угроз национальной безопасности. Видоизменение угроз также требует, чтобы службы безопасности постоянно эволюционировали в сторону развития специализации на конкретных новых направлениях обеспечения национальной безопасности.
Во-вторых, пришла пора в аппарате Совета Безопасности создать подразделение по координации деятельности разведывательных служб Казахстана. В его задачи также войдут вопросы стратегического планирования работы спецслужб, формирования информационных приоритетов, а также исключения дублирования в их работе.
В-третьих, для укрепления аппаратных позиций и профильной деятельности КНБ следует создать межведомственный информационный центр контрразведки, куда будет стекаться информация из всех государственных органов, организаций и физических лиц. Важной концептуальной задачей для КНБ по-прежнему является выработка эффективных мер противодействия «утечки» особо чувствительной для национальной безопасности информации в эпоху открытости и транспарентности. Следует понимать, что практически все разведслужбы иностранных государств оценивают Казахстан в качестве «проходного двора» для купли-продажи госсекретов.
В-четвертых, в бытность председателем КНБ Марата Тажина качественно усилена аналитическая работа в этой спецслужбе и создан ДАСП. После возвращения Марата Муханбетказиевича в Совбез Президент озвучил важную инициативу: «нам нужен орган, постоянно смотрящий вперед, освобожденный от текучки». Однако далее инициатива не была реализована. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие Казахстана характеризуется отсутствием системности и шароханиями из одной крайности в другую. Нету продуманности и глубины. В начале нашей независимости был такой орган АСПиР – Агентство по стратегическому планированию и реформам. На базе ДАСП КНБ было бы разумно создать Службу стратегического прогнозирования «StratForSer», которая бы собирала разведывательную и аналитическую информацию для подготовки долгосрочных национальных прогнозов и рекомендаций по реформам в сфере системы государственного управления и модернизации экономики.
В-пятых, нужно развивать новые направления, которые помогут нашей стране совершить технологический рывок и создать модель инновационной экономики. Я уже обращался с открытым письмом к Назарбаеву о необходимости создания Службы научно-технологической разведки «Белгібар», но официальной реакции не было. Почему бы не реализовать данную инициативу на базе модернизированного КНБ?
Ну и последнее, если хотите создать эффективную спецслужбу, поднимите размеры денежного довольствия оперативному составу и сотрудникам аналитических подразделений. Создайте дееспособный механизм обеспечения сотрудников и их семей жильем. «За бортом» внимания руководства незаслуженно остается Академия и НИИ КНБ, их материально-техническая база нуждается в серьезном обновлении.
Руслан Жангазы
политолог