Наукоемкость казахстанской промышленности необходимо увеличить в несколько раз

/uploads/thumbnail/20170708160214246_small.jpg

В результате ожидается значительное повышение производительности труда и рост добавочной стоимости конечного продукта. И все же надо признать, что пока мы не можем похвастать большими достижениями в этом направлении.

За примерами далеко ходить не надо. Взять хотя бы рейтинг Doing Business Всемирного экономического форума. В целом Казахстан вошел в число пятидесяти самых конкурентоспособных стран мира. Но в части инновационной составляющей экономики нашей республики вот уже в который раз мы продемонстрировали далеко не лучшие показатели. По этому критерию мы находимся аж на 84-м месте.

Другой пример представили исследователи Международного университета информационных технологий (МУИТ). При расчете мирового опыта развития инноваций наукоемкость предприятий Казахстана можно оценить на уровне 4 процентов, тогда как в Канаде, к примеру, этот показатель составляет 65 процентов, а в Австралии 50 процентов.

Сегодня от 70 до 100 процентов прироста производства развитых стран обеспечивается за счет использования инноваций. До 20 процентов затрат на производство продукции приходится на научно-исследовательские работы. По оценкам экономистов, увеличение затрат на науку на 0,1 процента может увеличить ВВП примерно на 1,2 процента в долгосрочной перспективе.

Еще в прошлом году в связке предпринимателей, ученых и представителей неправительственных организаций был выработан целый ряд предложений по популяризации науки в бизнесе. Эти предложения в виде резолюции по итогам проведенного в МУИТ «круглого стола» были направлены в правительство. Пока никакой реакции не последовало, поскольку предложения, изложенные в документе, не нашли своего применения ни в одном законодательном акте.

– Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития успешно выполняется в индустриальной сфере, – говорит представитель МУИТ, ученый Талгат Касенов.

– Создано и функционирует большое количество промышленных предприятий и инфраструктурных объектов. Этот бесспорный факт свидетельствует о больших достижениях экономической политики президента страны. Но вместе с тем при высокой динамике индустриализации возникают отдельные проблемы. Эта программа де-факто является индустриально-инфраструктурной. Ее инновационная компонента мала и не может выйти из латентного состояния.

Инновационное направление развития наша страна выбрала еще в конце девяностых годов. Однако за прошедшие с того времени 15 лет ощутимые результаты в инновационной сфере получены не были. Сборочные производства на основе трансферта технологий практически не развиваются в нечто более эффективное. А те, которые уже задействованы, считаются устаревшими в развитых странах.

Не выполняют возложенные на них функции и свободные экономические зоны. Не случайно они не так давно были подвергнуты критике со стороны президента страны Нурсултана Назарбаева:

– Менеджмент и стратегия развития специальных экономических зон требуют значительной корректировки. Сейчас совершенно понятно, что эти образования не выполняют возложенных на них функций, – сказал Глава государства, выступая на одном из правительственных заседаний. – Если бы СЭЗ придерживались планов развития, то там уже должны быть развернуты крупномасштабные инновационные производства. Но этого не происходит.

В этой связи было поручено тщательно изучить деятельность СЭЗ и в случае необходимости закрыть те из них, которые работают неэффективно. Эффективность в данном контексте следует понимать как производство экспортно ориентированной продукции. Однако специалисты от науки полагают, что в этом плане не то что СЭЗ, а и крупному бизнесу необходимо проделать практически с нуля работу по внедрению инновационных подходов, позволяющих снизить себестоимость продукции, и сделать ее более конкурентоспособной на внешних рынках.

Входные барьеры в высокотехнологический бизнес велики даже для среднего бизнеса. Большие расходы на первоначальной стадии часто не возвращаются. Вот один лишь пример: в Налоговом кодексе упоминаются научно-исследовательские работы. После них идут нематериальные активы.

Однако, по мнению специалистов, между этими стадиями – дистанция огромного размера. К тому же законодательно не прописано, как и при каких условиях научно-исследовательские работы могут быть преобразованы в нематериальные активы. А ведь в структуре капитала ведущих компаний тридцати наиболее конкурентоспособных стран доминируют именно нематериальные активы.

Создание большого количества малых инновационных фирм – это путь, который прошли почти все экономически развитые страны. Со временем часть этих фирм выросла в средние, из них через несколько десятков лет выкристаллизовалось ядро. Именно так сформировались такие всемирно известные бренды, как Microsoft, SONY, Philps, Google и так далее. Такой подход существенно уменьшил затраты государства на модернизацию экономики. К тому же такой путь развития снижает риски государства на первоначальной стадии и через короткий исторический срок увеличивает налогооблагаемую базу. Судя по всему, нашей стране предстоит в итоге пойти именно этим путем ради достижения главной цели, поставленной президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в его послании народу «Казахстан-2050» по вхождению нашей республики в число тридцати наиболее развитых государств мира.

Источник: http://liter.kz

Қатысты Мақалалар