Кадровый голод в сфере телекоммуникаций можно преодолеть благодаря совместному использованию потенциала всех стран – участников ЕАЭС

/uploads/thumbnail/20170708155132649_small.jpg

Здесь важным моментом является то, что отечественным работодателям результаты нужны не где-то в далеком, пусть даже обозримом, будущем, а уже сейчас. Бизнес готов вкладывать средства в обучение, если его эффективность можно оценить, а процесс контролируем и направлен в первую очередь на удовлетворение потребностей бизнеса в кадрах. Казалось бы, учебные заведения всех уровней регулярно осуществляют выпуски новых специалистов, а выражение «кадровый голод» хорошо отражает сложившуюся ситуацию с техническими кадрами, с высшим образованием и выпускниками ТиПО для отрасли телекоммуникаций. Образование просто не поспевает за высокими темпами внедрения новых технологий в отрасли в целом и, в частности, в ее лидере – АО «Казахтелеком».

Классическое образование не потеряло своей актуальности, но ему надо стать более открытым, мобильным, готовым меняться каждый день, если этого требует бизнес. Можно привести в пример развитие e-learning-обучения, которое усилиями необъединенных формально, но готовых к совместному творчеству специалистов, за считанные годы превратилось из дорогостоящей игрушки в реальный, эффективный инструмент повышения квалификации и переподготовки работников для многих компаний. Конечно, специалисты в этой области потенциально, самим характером своей деятельности были подготовлены к использованию возможностей, представляемых IT-технологиями, но разве создание единой e-learning-сети всех университетов это что-то новое? Вузам разных стран необходимо кооперироваться с партнерами и обеспечивать взаимный доступ к образовательным ресурсам. В рамках ЕАЭС создание совместных сетей электронного дистанционного обучения получает дополнительный импульс для развития, особенно в сфере повышения квалификации и переподготовки специалистов отрасли. В такие e-learning-сети можно объединить разные отраслевые центры повышения квалификации, корпоративные учебные центры и выделить некую специализацию каждого из них, учитывая исторически сложившиеся направления в обучении. Это позволит преподавателям каждого центра специализироваться более узко и обеспечить высокое качество и глубину подготовки специалистов. Для повышения качества подготовки специалистов в Казахстане делается много, но только совместное использование потенциала всех стран – участников ЕАЭС позволяет рассчитывать на синергию во всех базовых процессах. Подготовку высококвалифицированных специалистов для отрасли по-прежнему сдерживает отсутствие профессиональных стандартов, не определены единые требования к содержанию профессиональной деятельности, обновлению квалификационных требований, отвечающих современным потребностям рынка труда и, как следствие, не даст ожидаемого эффекта разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ. Образование по-прежнему остается оторванным от производства. Все более актуальными становятся вопросы оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов и другие не менее важные, но по-прежнему нерешенные вопросы. Эти проблемы решаемы, но требуется определенная концентрация людских и финансовых ресурсов. Взаимодействие заинтересованных сторон от стран – участниц ЕАЭС, объединение их профессионалов и совместное финансирование работ в данном направлении создадут условия не только для быстрого, но и качественного результата. Не следует выпускать из вида и такие, казалось бы, менее важные моменты, как сложившиеся, в значительной мере искусственные барьеры в привлечении специалистов, ученых и преподавателей – физических лиц, нерезидентов Республики Казахстан для чтения лекций и проведения специализированных курсов в вузах и корпоративных учебных центрах Казахстана. Упрощение процедур оформления разрешительных документов, таких как разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, получение рабочей визы и регистрация в органах миграции, даст возможность странам ЕАЭС свободно использовать интеллектуальный потенциал для трансферта знаний. В действительности плюсы от создания ЕАЭС могут оказаться даже больше, чем мы рассчитываем. Да, отрасль и до создания ЕАЭС получала специалистов, получивших образование в России и других странах СНГ, выпускники казахстанских учебных заведений также работают в этих странах. Топ-менеджеры и специалисты АО «Казахтелеком» и других компаний Казахстана широко пользуются услугами учебных и консалтинговых центров России для повышения квалификации и решения возникающих проблем, но теперь речь пойдет о снижении финансовых затрат, об упрощении всех процедур, связанных с признанием дипломов, оформлением договорных отношений, вопросами защиты авторских прав. Вопрос образования не относится к вопросам экономической интеграции, но четыре свободы, которые дает ЕАЭС – свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы – не могут не сказаться и в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. Мы сейчас не говорим о совместных учебных центрах, о перекрестном контроле за качеством образования или о наднациональных сертификационных центрах – как именно будет строиться процесс должны решать специалисты, а нам нужен результат. Ясно только, что именно во взаимовыгодном партнерстве мы видим ответ на вызовы, которые ставит перед нами настоящее и будущее отрасли телекоммуникаций. Лариса САРСЕНОВА, генеральный директор Академии инфокоммуникационных технологий АО «Казахтелеком» Источник: http://liter.kz

Қатысты Мақалалар