Где границы между религиозностью и светскостью?

/uploads/thumbnail/20190226124207587_small.jpg

Обладают ли наши религиозные проповедники универсальными знаниями во всех сферах жизни? Наверно это не так. Поэтому, думается, логично, что они не могут давать свою трактовку абсолютно всем вопросам, которые интересуют простого верующего человека. Ясно, что имеются границы между религиозными и светскими вопросами и требованиями.

Да, по религиозным вопросам они должны отвечать на вопросы верующих, но даже при этом надо это делать разумно. Религиозным деятелям важно чувствовать огромную ответственность как перед Всевышним, так и перед обществом и государством.

Кроме того, то, что они проповедуют, как минимум не должно противоречить официальной позиции муфтията. Но, к сожалению, не то что с позицией муфтията, даже среди самих проповедников имеются противоречия во мнении по некоторым сугубо религиозным аспектам жизни человека. Наверно муфтият может и должен это привести в порядок.

          Очень важна вторая часть проблемы: могут ли в светском государстве проповедники раздавать свои наставления по вопросам, которые вообще не имеют никакого отношения к религии? При этом, часто они это делают очень категорично и эмоционально.

Думаю, что это неправильно. Попытки с позиции религии регулировать общественные вопросы, которые входят в компетенцию светского законодательства, могут нарушить имеющийся баланс в отношениях между государством и религией.

Нельзя забывать, что в светской стране, в отличие от религиозных государств, все общественные отношения в первую очередь регулируются законодательством. Соответственно пропаганда проповедниками тех моделей поведения людей, которые противоречат законодательству, недопустимо. Особенность светскости как раз в том, что религия занимает в общественных отношениях только свое определенное место.

Другими словами, государство обеспечивает своих граждан правом на свободу вероисповедания, но при этом это право не должно вступать в конфликт с другими правами людей! Сферы государственного и религиозного разграничены: государство не вмешивается в сугубо канонические вопросы, а религия не вторгается в сферу государственного регулирования.

Все должно строиться на взаимоуважении и сотрудничестве, без этого не будет процветания общества и государства.

Шойкин Галым – Кандидат политических наук

Пікір қалдыру

Қатысты Мақалалар