Айдос Сарым: ДАРИГА НАЗАРБАЕВА УПУСТИЛА ВСЕ ШАНСЫ

/uploads/thumbnail/20170709070433775_small.jpg

Начавшиеся на прошлой неделе кадровые изменения, сегодня, можно сказать, пришли к логическому завершению. Смена премьер-министра, назначение нового вице- премьера, реорганизация одного министерства в правительстве и создание другого – бурно обсуждаемые темы в обществе сегодня. О последних кадровых назначениях высказал свое мнение политолог Айдос Сарым в интервью информационному порталу Qamshy.kz.

- Господин Айдос, как вы оцениваете последние кадровые назначения: подготовка к смене правительства или попытка внушить доверие обществу в кризисный период?

- Для обсуждения таких тем, как «Транзит власти», «Наследник»  должны быть ожидания, хотя бы на уровне слухов, об уходе Президента в отставку, о сдаче должности. Таких пока не наблюдаем. Поэтому, затрагивать такие темы, на сегодняшний день, смешно и неуместно. Президент пока не собирается отдать кому- либо власть. Я думаю, эти изменения связаны с экономическим положением в стране. Акорда обвинила правительство Масимова в некомпетентности, как мне кажется. Правительство было не в состоянии выполнять все поручения президента, а также, осваивать бюджетные средства. Думаю, президент это понял.

В последнем расширенном заседании правительства рост экономики страны оценили на 0,3 процента. А для стабильного состояния экономики страны необходимо 3-4 процента роста. На сегодняшний день, для развития экономики нашего государства необходимы поддержка и энергия общества, патриотизм и труд народа. Народ устал от Масимова и игнорировал его инициативы. Более того, такое ощущение, что даже сам президент не верит ему. Перед правительством стоит ограмная задача по реализации жизненно важных реформ. Вот, чтобы восполнить потери и недочеты, Имангали Тасмагамбетов, Аскар Мамин были назначены на руководящие должностя в правительстве. Имангали – чиновник, который хорошо знаком с трудностями  90-х, а Аскар Мамин, как мы знаем, один из строгих руководителей. Не раз слышали, что он не дает отдыха ни себе, ни своему аппарату. Сейчас, в правительстве необходимо мобилизовать трудовую дисциплину и навести порядок. Надеемся, что недавние изменения приведут к стремительному развитию нашей страны. Поэтому, думаю что это не подготовка к изменению власти, а решение связанное с социально- экономической ситуацией страны. А вот, сколько бы Масимов не пиарил себя, поднимая темы о возвращений черепа Кенесары хана и Кейки батыра, вышло по другому, его задумки не удались.

- Но, мы можем считать, что он «ушел в отставку»? Ведь мы не заметили никакой критики и недовольства в работе Масимова со стороны президента...

- Во-первых, это связано с отсутствием политической культуры или ее низким уровнем. Да, с уходом в отставку любого чиновника либо хвалят, либо критикуют, и указывают на его недостатки. По моему мнению, работе Масимова общество уже дало оценку. Так как, последнее время, что бы он не делал народ не обращал внимания, наоборот осуждал его. Это показывает на недоверие народа, также, государственных органов страны. Во- вторых, при назначении на должность «ты там временно посиди» - не говорится и так не назначаются. Нынешняя должность Масимова, Национальный комитет безопасности, дело нелегкое, учреждение, которое требует отдачи и работы днем и ночью. Поэтому, Масимову необходимо поделиться своими планами на этой должности. Конечно, специальный орган, и многое остается в секрете. В любом случае, «у меня есть такие мысли, планы. С терроризмом буду таким образом, бороться, таковым, уничтожать религиозное течение салафизм» такими декларативными планами должен поделиться Масимов. Это касается и правительства. Так же Сагинтаев «у нас есть такие намерения, амбиции: за такое время увеличим рост экономики» должен поделиться своими обязательствами. Тогда, и общество поверит и будет ждать результатов. Вчерашние слова премьера о запрете поездок за границу, мне по нраву, и считаю это уместное решение премьера. Теперь необходимо довести это дело до конца, уменьшить затраты государственных органов на тои, на дорогие машины и так далее. И не нужно пиарить себя, как Масимов, а надо заниматься делом. Не делая никаких грандиозных открытий, а просто навестив порядок в государстве, Сагинтаев может войти в историю, как хороший премьер-министр страны.

 -Каковы причины назначения Дариги Назарбаевой депутатом  Сената? Какой карьерный рост ее ожидает в Верхней палате Парламента?

 - Завтра пройдет заседание Сената. Сенаторы примут в свои ряды Даригу Назарбаеву. Но, я хочу сказать вот что. До этого президент давал возможность вмешиваться в политику своей дочери три раза. Вспомните, конец 90-х, середину 2000 годов и период когда она занимала должность вице-премьера, однако, как мне кажется, она не воспользовалась не одним шансом.  Более того, чуть не опозорила своего отца, президента. Не смотря на это, президент назначил ее вице - премьером. Что она сделала? Предложенные ею реформы не были одобрены народом, общество было против. Все это понял и президент. «Она не сможет управлять государством, не сможет выполнять свои полномочия» - такие слова, наверное, дошли до ушей президента. Поэтому, и могут ее отправить в депутаты Сената. Это может привести к различным разговорам как: «завтра она будет управлять Сенатом. Она получит возможность стать президентом», и так далее. Однако, она упустила такую возможность. По моему мнению, как бы не хотел президент поставить на свой пост своих наследников или родственников, он не сможет. Потому  что, требования общества изменились, изменилось общество. Как мне кажется, будет реализован другой сценарий транзита. А если говорить о назначении Дариги Назарбаевой и о ее полномочиях, когда то она управляла комитетом по социальным вопросам в Мажилисе, была вице - спикером. И в этом случае, она может быть председателем комитета в Сенате или спикера. В общем, будет возможность вмешаться в государственные дела, но, без каких – либо ответственностей и контактов с обществом.

- Что ожидаете от назначения Тасмагамбетова? Будут ли обновления в информационной сфере страны, обществе, культуре и образовании?

- Во-первых, Имангали – идеолог с опытом. По моему мнению, вопросы связанные с идеологией может перейти от администрации президента к правительству. Потому что, в последнее время очень много обсуждений на эту тему. Взаимоотношение между обществом и правительством не складываются, как мне кажется. Быть может, проблема, как раз-таки в идеологии и должны применяться другие подходы в вопросах идеологии.

Во – вторых, как вы заметили, реализовываются многие социальные реформы. Допустим, возьмем «обучение на трех языках» много противоречий, интелегенция против. С этим надо работать, и направить в правильные русла. Началась большая реформа об обязательном медицинском страховании. Это тоже требует много усилий. Объяснить эту реформу народу, указать на какие – либо недочеты, дело не из легких. В таких делах, кроме опытного министра должен быть и опытный вице – премьер. Нужен чиновник с авторитетом среди учителей и врачей. Если честно, у Ерлана Сагадиева и Тамары Дуйсеновой нет такого авторитета, как у Тасмагамбетова. Более того, близится кризис. Кризис приведет к сокращению государственных затрат в социальной и в других сферах. В таких случаях, нужен человек, который сможет предотвратить проблемы, связанные с парламентом, правительством и социальной сферой. В назначении Тасмагамбетова можно учесть эти тревоги и проблемы. В 2004 году, когда Алтынбек Сарсенбайулы был министром Информации, "Я сделаю это, есть такие планы. Если это выполню дальше буду работать, если нет – то уйду» - заявлял он. Так вот, такую культуру надо прививать в нашем правительстве.

- Создается министерство по религиозным делам и правам граждан. Что нам ожидать от такой организации?

Министр только назначен, говорить, что – либо еще рано. Слышали, что Нурлан Ермекбаев очень грамотный и опытный специалист, аналитик. Надеемся, что его назначение приведет к решению многих религиозных проблем. Во-вторых, в парламенте рассматриваются законопроекты об экстремизме, радикализме и терроризме. На рассмотрение которых привлекаются общественные активисты, теологи.

Рассуждая с другими теологами и специалистами, я пришел к такому выводу, что нам необходимо принять закон «О духовном управлении Казахстана». Я объясню это на примере, когда-то мы организовали организацию предпринимателей «Атамекен». Однако, являясь общественной организацией, «Атамекен» выполнял задачи и государственных органов. Религиозная проблема – актуальна и важна, на сегодняшний день. Там имеются вопросы воспитания, общества и религии, которые, выполняют социальную функцию по агитации традиционных ценностей. Священные служители должны быть равноправными с государственными служащими.

Традиционные, религиозные направления, национальные ценности и отличия должны учитываться законом. Очень много различных групп, с других стран, которые заявляют, что они мусульмане, и что агитируют Ислам. К примеру, салафизм, приверженцы которого выступают против национальных ценностей, приследуют политические цели. Они распространяются в обществе с целью захватить власть. В этом вопросе нам как и в медицине необходимо изолировать радикальные идеологии. Кто за этим стоит, и кто их финансирует, эти вопросы должны рассматриваться и исследоваться. Если необходимо надо менять все соответствующие законы, конституционные установки.

-Спасибо за интервью.

Данное интервью на казахском языке читайта по ссылке.

Перевод: Даяна Ишанхан

Қатысты Мақалалар