В Южном Казахстане строительство транзитного автокоридора Западная Европа – Западный Китай движется почти по графику. В частности, практически закончены работы на участке Шымкент – граница Кызылординской области.
Новый Шелковый путь – так некоторые называют строящуюся автомагистраль Западная Европа – Западный Китай. Сходство, несомненно, есть: и караванный путь многовековой давности, и современная автомагистраль предназначаются для сообщения, улучшения товарообмена между Востоком и Западом. Однако если ранее торговые караваны тратили более года на путь от северных берегов Каспийского моря до Пекина, то сейчас большегрузные машины преодолеют этот маршрут за считаные дни. В немалой степени этому способствует цементно-бетонное покрытие четырехполосной дороги. Водители по дороге из Шымкента в Туркестан и далее в Кызылорду уже оценили удобство новой трассы. И вполне возможно, что уже в январе 2015 года можно будет от Шымкента до границы с Россией проехать по новой автостраде. Ведь, как заявил в сентябре этого года руководитель Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Асет Исекешев, «поручено до конца 2014 года: завершить работы на 157 км коридора Западная Европа – Западный Китай; открыть движение на участке от Шымкента до границы с РФ...». – От Шымкента до границы с Кызыл-ординской областью везде объем работ выполнен, кроме небольшого участка у корейской компании «Поско Инжиниринг», – рассказывает руководитель ГУ «Онтустик жолы лаборатория» комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Казахстана Мухит Ахметов.
– Они еще не сделали обустройство транспортной развязки: кое-где ограждение, кое-где покрытие положить должны. Кое-где бетон дал трещины из-за того, что не выполняли температурный режим. Бетон летом расширяется, зимой сжимается, а швы, чтобы бетон мог «дышать», нарезали через 250–300 метров. Оказалось, что надо швы резать чуть чаще. Сейчас сотрудники компании устраняют трещины и делают дополнительные швы, и, как заверил Мухит Ахметов, до конца года «Поско инжиниринг» вполне может завершить все работы и движению на этом участке ничего мешать не будет. К сожалению, этого нельзя с уверенностью сказать про участок дороги, который прокладывается в обход села Тамерлан, так как местные жители были категорически против, чтобы новая дорога проходила через населенный пункт. – Завершение работ в этом году на данном участке под вопросом, – заявил Мухит Ахметов.
– Там работает компания ТОО «Акмола курылыс материалы», у нее небольшой участок в 14 километров. Им осталось километр бетона положить и отремонтировать существующую дорогу, проходящую через населенный пункт. Сейчас у них не хватает денег завершить работу. А закончить должны были к 20 ноября. В результате им готовятся штрафные санкции и ставится вопрос о расторжении контракта и внесении компании в черный список. А вот на участке от Шымкента к границе Жамбылской области работы движутся ударными темпами. Кстати, именно на этом участке строится уникальный для Казахстана тоннель длиной 800 метров. Точнее, это будет два четырехполосных односторонних тоннеля, хотя ранее по проекту планировалось просто уменьшить высоту перевала Шакпак-баба, где в снегопады зачастую приходилось перекрывать движение из-за того, что грузовые машины не могли преодолеть крутой склон. Однако подрядчик – СП «Дена Рахсаз и Саргын» (Иран/Турция) – предложил без увеличения стоимости проекта проложить тоннель, что позволило бы существенно улучшить продольный профиль дороги на этом участке. Это улучшит скорость движения грузовых машин на холмистой местности. Кроме того, тоннель с улучшенным наклоном снизит расход топлива, таким образом обеспечивая значительную экономию топлива в долгосрочной перспективе. Тоннель также устранит нежелательные затруднения, которые возникают в зимнее время из-за гололеда при крутом наклоне, и улучшит безопасность дорожного движения. – Надо отметить, что на республиканских дорогах общего пользования такой тоннель строится впервые, – заявил Мухит Ахметов.
– Иранская компания сама предложила проложить тоннель вместо открытой дороги. Там по проекту были предусмотрены взрывные работы, нужно было убрать порядка 1,5 млн кубометров грунта. При этом планировалось временно переселить часть жителей близлежащего населенного пункта. В настоящее время ведутся взрывные работы и выемка скального грунта. Уже пройдено около 200–220 метров. Далее тоннели будут укрепляться бетоном толщиной 0,5 метра. Без трудностей не обошлось и на этом участке строительства, но тут вина уже не подрядчиков, а местных жителей. Так, подрядчики сообщают местным властям, что план работ может оказаться под угрозой срыва, если в ближайшее время не решится вопрос по выкупу земельных участков, по которым должна пройти дорога. – Владельцы нескольких участков не согласны со стоимостью оценки, и судебные процедуры идут уже долго, – рассказывает Мухит Ахметов. – В результате подрядчики доходят до этого участка, разбирают свой бетоноукладчик, который неделю требуется разбирать, потом столько же собирать, обходят этот участок и продолжают работу. Таких участков пять, и участки крупные. Но руководитель ГУ «Онтустик жолы лаборатория» уверен, что в скором времени эпопея с выкупом участков завершится и подрядчики смогут продолжить там работу. При этом он совершенно не сомневается, что данный участок дороги будет сдан в срок.
Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент
Источник: http://liter.kz
Пікір қалдыру