Обеспечение верховенства закона – улучшение индикатора «Обеспечение исполнения контрактов» рейтинга «Doing Business».
В 2004 году Всемирным банком разработан инвестиционный рейтинг стран «Doing Business» являющийся самым признаваемым в мире.
Целью исследования Всемирного банка является – оценка стран мира на простоту осуществления предпринимательской деятельности. Эксперты Всемирного банка оценивают каждую страну по 10 индикаторам по шкале от 1 до 100.
В целях того, чтобы определенной стране занять высокую строчку по определенному индикатору в рейтинге, необходимо соответствовать определенным критериям.
Главным требованием для занятия высокого уровня в рейтинге являются, такие условия как повышение инвестиционной привлекательности страны, рост внутренних инвестиций, снижение административных барьеров для бизнеса, повышение деловой активности, гибкость рынка труда и тд.
Занятие высокой строчки в рейтинге «Doing Business» способствует привлечению и диверсификации инвестиций, что положительно влияет на экономику страны, созданию новых рабочих мест и становлению более конкурентоспособной.
При этом «Doing Business» не только отражает рейтинг той или иной страны, но и указывает на проблемы, которые препятствуют развитию, их причины.
Республика Казахстан в течение ряда лет занимает достаточно высокую позицию в общем рейтинге «Doing Business».
Так, согласно отчету Всемирного банка за 2017 год Республика Казахстан по индикатору «Обеспечение исполнения контрактов» заняла 6 строчку в рейтинге из 181 стран мира, тогда как в 2016 году находилась на 9 уровне.
Данный уровень показывает, что в республике повысилась эффективность принудительных мер по соблюдению условий контрактов за счет сокращения процедур, времени и затрат на судебные разбирательства.
Достижению данного уровня предшествует проведенные Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым реформы.
В рамках второй реформы пяти институциональных реформ – «Обеспечение верховенства закона» предусмотрено дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей. Поэтапное сокращение государственной службы судебных исполнителей.
Вместе с тем, в мае 2015 года Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым была принята программа План нации – «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ», также было подписано 59 законов.
В рамках проведенных законодательных реформ в сфере исполнения решения суда оптимизированы процедуры исполнительских действий.
Так были исключены:
- институт добровольного исполнения;
- реализация имущества и ценностей методом локального аукциона по «молоточному» принципу и на комиссионных началах, теперь реализация такого имущества осуществляется только в форме электронного аукциона;
- обязанность судебного исполнителя приостанавливать исполнительное производство при оспаривании должником отчета об оценке имущества, что исключит возможномость злоупотребления затягивания должником сроков исполнения. Это процедура производится только судом при подаче иска об обжаловании.
- истребование информации о наличии счетов юридических лиц, поскольку ранее на получение данной информации затрачивалось 20 дней;
- сокращены сроки проведения оценки арестованого имущества до 10 дней;
- установлен срок приостановления исполнительного производства не более 10 дней;
- изменена процедура очередности реализации имущества, в том числе, определены случаи реализации имущества вне очереди, когда установленный порядок не приводит к исполнению исполнительного документа либо увеличивает сроки его исполонения;
- объединены методы традициционного аукциона на повышение и понижения в одну процедуру, что сокращает сроки проведения аукциона;
- предусморено, что одновременно с вступлением в силу решения суда об отказе в иске судом выносится определение об отмене обеспечении иска, данная мера позволила сократить сроки по снятию обременения на имущество. Ранее требовалось дополнительно обращаться в суд с заявлением.
Вместе с тем, с 1 января 2016 года в компетенцию частных судебных исполнителей перешли все категории исполнительных документов, за исключением документов о взыскании с государства, в пользу государства сумм свыше 1000 МРП, а также выселении, сносах, изъятии земельных участков, производимых в интересах государства.
На сегодняшний день осуществлена интеграция с информационной системой «Төрелік» Верховного Суда в части получения исполнительных документов из судов в электронном формате и электронного санкционирования судами постановлений судебных исполнителей.
Для оперативного и эффективного получения сведений судебным исполнителям обеспечен доступ к 52 сервисам государственных органов, а также онлайн наложение временного ограничения на выезд за пределы страны должникам имеющим задолженность более 20 месячных расчетных показателей.
Также сторонам исполнительного производства предоставлен онлайн доступ к информации по исполнительным производствам через личный кабинет сторон.
Реализации арестованного имущества должника также проводится в электронном виде через единую электронную торговую площадку.
Проведенные реформы в настоящее время позволяют сократить время и затраты на судебные разбирательства, что позволяет минимизировать предпринимательские риски субъектов бизнеса.
Руководитель
Департамент юстиции г.Алматы
Г.Кокобаева