Казахскому соловью Бибигуль Ахметовне Тулегеновой в декабре исполняется 90 лет. Народная артистка СССР, народная артистка Казахской ССР, последний советский человек, официально удостоенный звания Героя социалистического труда, профессор, она продолжает работать по сей день.
В октябре завершился десятый юбилейный международный конкурс вокалистов в Алматы – детище оперной певицы, которому она вместе с дочерью Гузель отдает все свои силы
Конкурс вокалистов проходит раз в два года. Все годы финансовую поддержку этому престижному международному конкурсу оказывает компания «Шеврон». Бибигуль Тулегенова говорит, что проводить конкурс ежегодно нельзя, ведь и вокалистам, и ей самой и всей команде организаторов необходимо время для тщательной подготовки. Она с гордостью сообщила, что каждый раз география молодых участников конкурса расширяется. В этом году в конкурсе приняли участие вокалисты из 12 стран мира. «Шеврон» наш постоянный, твердый спонсор, и мы этим гордимся, и относимся к этому с очень большим уважением. Я очень люблю компанию «Шеврон», – признается Бибигуль Тулегенова. – У меня особое отношение к компании «Шеврон». Мы их уже считаем родными. Они были не только спонсорами нашего конкурса, но много раз Генеральными спонсорами, и мы подарили им статуэтку конкурса. С самого первого конкурса у нас тесные отношения, «Шеврон» нас ни разу не оставил без внимания. Самое главное, что они сами предлагают нам поддержку, звонят нам, с вопросом, нужна ли помощь».
«Самое удивительное, что в этот раз приехал мальчик из Италии, тенор Козиме Оресто. Он получил Гран-при. И это понятно, ведь Италия – это родина оперы, певцов, великих теноров! Когда мы говорим: «Италия», сразу представляем всех великих теноров, – говорит Бибигуль Ахметовна, – Для нас это было престижно принимать у себя участника из этой страны. Конкурс был очень сильным, все участники были достойными. Первую премию получила девушка из Казахстана Гульдана Алдадосова, которая уступила всего полпроцента итальянцу».
По словам певицы, до сих пор на предыдущих пяти конкурсах лауреатами главной премии были исполнители из Казахстана. «Мне было неудобно, словно я вытягиваю своих, – смеется Бибигуль Ахметовна. – У нас члены жюри всего мира – с США, Франции, Италии, Молдовы, России. И, конечно, я не могу и не имею права на них давить. Не скрою, меня пытаются просить за того или иного участника, но я всегда говорю – что заслужит, то и получит. Мы республика, которая дает старт ракетам в космос, и вот теперь – молодым певцам в творческую жизнь».
Бибигуль Тулегенова говорит, что старается никого из спонсоров не беспокоить лишний раз, старается быть корректной. «Мне радостно то, что концертмейстеры, педагоги, которые сопровождают участников, признаются мне, что всегда с нетерпением ожидают конкурса, потому что поняли, что он самый справедливый. Говорят, что на других конкурсах часто роль играет не талант, а личный интерес членов жюри. На самом деле, все кто к нам приезжает – это мои дети. Все участники продолжают поддерживать со мной отношения, – рассказывает оперная певица. – Они сами мне звонят, сообщают, где они сегодня участвуют, на какой сцене выступают, присылают свои диски. Один из зарубежных членов жюри в прошлом году посвятил свой концерт мне в день моего дня рождения».
Бибигуль Ахметовна очень ответственно подходит к выбору членов жюри. Говорит, что когда-то пыталась приглашать своих земляков, но все заканчивалось местечковыми делами – просят за своих учеников, начинают других членов жюри подговаривать присудить больше баллов своему ученику. «А мне это не нужно! Для меня все участники равны. Есть среди них начинающие певцы, студенты, им по 19 – 20 лет, и они, как минимум получают дипломы, и это дает им право участвовать в следующем конкурсе. У нас были ребята, которые получали вторую и третью премию, сегодня они распелись, но уже участвовать в конкурсе не имеют право».
Семь оперных легенд
Международный вокальный конкурс, который уже в десятый раз проходит благодаря энергии Бибигуль Тулегеновой, по сути, семейный проект. В свое время ее младшая дочь стояла у истоков этого конкурса. «Жалко, что ушла Марьямгуль, она была хорошей девочкой. Все проекты, которые она нам оставила, сейчас мы с Гузель делаем», – рассказывает Бибигуль Ахметовна.
Вместе с дочерью Гузель во время ЭКСПО они создали Антологию: «Легенды казахской оперы XX-го века».
В Анталогию вошли имена оперных певцов от Куляш Байсеитовой до Алибека Днишева. «Оказывается, у нас 7 человек Народных артистов СССР! – говорит она. – Даже Роза Багланова какое-то время работала в театре, хотели, чтобы она пела Кармен. Не знаю, чем она могла петь, но по крайней мере, она числится как человек, который 2 года работал в театре оперы и балета. Вот так, у нас 7 легенд казахской оперы – это Куляш Байсеитова, Ришат Абдулин, Роза Багланова, Ермек Серкебаев, Роза Жаманова, Бибигуль Тулегенова и Алибек Днишев. Теперь то их стало больше».
Бата от оперной дивы
Бибигуль Тулегенова отметила творчество молодого певца Димаша Кудайбергена, с которым у нее сложились теплые отношения, говорит, что он при каждой встрече ее любимые белые розы. «Димаш поет на эстрадной сцене, но как поет! У него прекрасная техника». В свое время Бибигуль Тулегенова благословила молодого исполнителя перед участием в конкурсе «Славянский базар».
Читайте классику!
Бибигуль Ахметовна прекрасный собеседник, с чувством юмора и очень острым языком. Она сетует, что сегодняшняя молодежь сильно коверкает русский язык, и советует им больше читать хорошую литературу. Сама она любит читать Западную и русскую литературу. Говорит, что для того, чтобы знать русский нужно прочитать Толстого «Войну и мир», чтобы знать казахский – «Путь Абая» Ауэзова. «Тогда вы будете хорошо знать и русский, и казахский языки, – говорит певица, -Когда я впервые приехала в Алма-Ату, я не знала казахского языка. Но сегодня никто меня не может упрекнуть в незнании казахского. Писать по-казахски я не научилась, грамматику не знаю. Но никому не уступлю в знании языка».
Как большинство певцов, она больше любит поэзию, знает всех поэтов своего времени. «А сегодня поэтов много и все пишут одно и то же. Композиторы пишут слабые произведения», -считает она.
Бибигуль Тулегенова пела на разных языках, рассказывает, что в ее время «не разрешали петь на иностранных языках, все пели на русском». Но потом наступила пора, когда стали требовать исполнять арии на языке оригинала. «Если в оригинале было упоминание бога, то его заменяли другими словами. Такое было время», – смеется оперная дива. Идеология вмешивалась даже в оперное искусство.
ФОНД ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ
Пікір қалдыру