Айгуль Забирова, главный научный сотрудник КИСИ,
доктор социологических наук, профессор
«Материнство, не упомянутое в истории завоеваний и рабства, войн и договоров, эксплуатаций и капитализма, имеет историю, имеет идеологию и более фундаментально, чем трайбализм или национализм» (А. Рич. О рождении женщины. Материнство как опыт и институт.)
Близится 8 марта — день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав и эмансипацию. Движение за эмансипацию появилось на Западе, но сегодня в западных странах этот день уже не празднуется столь широко, поскольку в большинстве развитых стран гендерный паритет, если не полностью, то всё же достигнут. В Казахстане 8 марта — это праздничный и не рабочий день, хотя праздник постепенно утрачивает политический контекст и больше понимается как день всех женщин, особое внимание в этот праздник уделяется матерям.
Исторически роль матери претерпевает сильные изменения, от матери как объекта государственной политики до активного субъекта в воспитании ребенка в рамках социального дарвинизма, до идеи гендерного равноправия как основы снижения воспитательной роли и появлению социальных функций материнства. В казахской степи только женщина, имевшая детей, пользовалась уважением, советский проект «Освобожденная женщина Востока» привел к эмансипации казашек, а образ современной матери, как можно судить по современному казахстанскому искусству, ожидает своего автора. Более того, материнство, будучи важным топиком в западной социологии, пока что не приобрело интереса и популярности в казахстанской социологии, практически нет достоверных и непредвзятых работ о казахском материнстве и в казахстанской этнографии.
Понимая материнство как многогранный и сложный феномен, рассмотрим образовательные статусы матерей в Казахстане с опорой на данные социологического опроса, проведенного по заказу КИСИ в мае 2024г.[i] Но сначала об уровне образования самих респондентов. 46,8% респондентов имеет высшее образование, в межстрановой перспективе это высокий национальный уровень высшего образования и означает доступность не только школьного, но и высшего образования в Казахстане. Напомним, что в советском Казахстане высшее образование не было массовым, по разным оценкам в 1970-х годах мест для приёма в вузы хватало менее чем на десятую часть выпускников средних школ. С обретением независимости, в 1990-е и 2000-е годы, с открытием новых государственных и частных вузов доступ к образованию расширяется. На начало 2024-2025 учебного года численность студентов в Казахстане достигла 624,5 тысяч человек, из которых 51,8% — женщины. Наблюдаемое сегодня расширение высшего образования выступает не столь видимым, но весьма значимым индикатором межпоколенческой мобильности (от родителей к детям).
В опросе КИСИ респондентам (вне зависимости от их возраста, а в выборке есть и те кому 80 лет) был задан вопрос об уровне образования матери и отца. По всей выборке образованные родители в меньшинстве, уровень образованности респондентов вдвое выше уровня образования их родителей. Иначе говоря, сегодня много казахстанцев, кто получает высшее образование в первом поколении, впервые, first generation learners, так называемые обучающиеся в первом поколении, образовательный путь которых был сложным, без помощи семьи и институциональной поддержки.
Как показывают данные, в настоящий момент гендерных различий, то есть различий уровня образования у отцов и матерей, нет. Так, у 23,9% респондентов мать с высшим образованием, плюс 0,3% респондентов, где матери имеют ученую степень. У 22,1% респондентов — отцы с высшим образованием, плюс 0,2 % респондентов с отцами, имеющих ученую степень.
Инфографика 1 Распределение родителей респондентов в разрезе уровня образования, %.
Данные показывают, что 4270 респондентов (из 8000) изменили свой уровень образования относительно образования матери. При этом у 2556 респондентов эти изменения были восходящими, то есть 59,9% респондентов улучшили свой уровень образования относительно матери. При этом если исключить из анализа респондентов до 21 года (в этом возрасте большинство заканчивают бакалавриат в вузе), то доля вырастет до 61,9%.
Имеет место и положительная связь связь между ростом уровня образования (относительно родителей) и переменными, указывающими на материальное (финансовое) благополучие. Иначе говоря, респонденты с образованными родителями несколько благополучнее тех, чьи родители не имеют высшее образование (см. инфографику).
Инфографика 2. Корреляционная матрица между межпоколенческой динамикой образования и переменными, указывающими на финансовое благополучие, корреляция Пирсона.
В чем важность образования матери, с каких пор проявляет себя данный фактор и каким образом? Ответы на эти вопросы наряду с другими науками дают и социологические исследования.
Исследования о влиянии образовательного уровня матери на социальный и образовательный статусы ребенка в основном предприняты в развитых странах, где эмпирически показана роль образовательного уровня родителей в расширении возможностей мобильности детей. Крупные сопоставительные исследования (Ху&Цянь) дают представления о глобальных закономерностях межпоколенческой образовательной мобильности. Самая главная идея здесь в том, что по мере расширения доступности образования в той или иной стране связь между образованием отца и образовательным статусом ребенка ослабевает, а влияние матери на образование ребенка, наоборот, усиливается. То есть если изначально исследования фиксировали сильное влияние образования отца на образованность детей, то со временем, по мере модернизации стран, стал формироваться иной тренд. Так, если в родительской паре образована только мать, то она оказывает позитивное влияние на статус ребенка, а влияние высокого уровня образованности отца на детей, особенно дочерей, сегодня становится слабее. Социологи особенно указывают на позитивное влияние матери на образовательные статусы детей как индикатора успешного функционирования многих социальных институтов, и особенно институтов образования.
В чем проявляет себя рост материнского образования? Это проявляется во влиянии на развитие ребенка, такие дети больше читают, любознательны, с критическим мышлением, образованные матери чаще прививают детям здоровые привычки, наконец дети образованных матерей обладают эмоциональным интеллектом, их дети более адаптабельны. Но дело не ограничивается лишь передачей когнитивных и прочих способностей, трансляция ценностей, знаний и устремлений в большей степени позволяют повысить как образовательные статусы детей, так и их достижения в будущем.
В целом по миру и особенно в развитых европейских странах образовательные статусы женщин становятся все более тесно связанными с образовательными статусами матерей, что и демонстрирует вклад образовательного статуса матери в межпоколенческую мобильность. Ожидаемо повышается и возраст рождения первого ребенка у образованных женщин. Что в Казахстане? С 2002г. в стране наблюдался большой и весьма длительный рост рождаемости, в основе которого могут быть самые разные факторы и причины. Известно, что восточные, особенно ближневосточные, народы на малейшие социально – экономические улучшения реагируют рождаемостью (Турция, Египет, Иордания, Персидский залив и другие страны Ближнего Востока во второй половине 20 и начале 21 веков). В основе роста рождаемости могут находиться и факторы, связанные с религиозным возрождением в Казахстане, помним, что одна из функций любой религии, ислам не исключение, это поощрение высокой рождаемости. Внесли в копилку свой вклад и отложенные рождения как результата кризиса 90х годов. В этом же объяснительном ряду рождаемости могут оказаться формы плюрализма семьи и свобода выбора семейно- брачных отношений.
В последние два года (с 2023г.) наблюдается не значительный, но все же спад рождаемости, здесь мы очень поспешим, если вслед за некоторыми демографами будем думать о тренде на снижение рождаемости. Действительно, суммарный коэффициент рождаемости в 2023 году составил 2, 96, а в 2022г. СКР был равен 3,05. Но помним, что в репродуктивный возраст вступили многочисленные группы рожденных с начала 2000х годов. Во-вторых, действительно, западные зумеры не спешат заводить семьи и детей, для них важны осознанное и позднее родительство, более того часть исповедует «childfree». Но мало кто сомневается в серьезных отличиях между нашими и западными зумерами — жесткие условия на рынке труда, возрождение традиционных ценностей, стили потребления.
Еще на что стоило бы обратить внимание при более детальном рассмотрении роста рождаемости, это рождаемость по возрастным группам матерей. В отличие от старших материнских групп, рождаемость в младшей материнской группе (15-19 лет) не снижается в обозначаемые периоды. Именно эти группы, как показывает мировой опыт, и дают рождаемость в размере 7-8 детей, а в отдельных культурах 10-12 и более детей. Внимание к этой возрастной когорте девочек, снижение рождаемости в этой возрастной группе посредством обеспечения их ДОСТУПА к школьному, как минимум, образованию, снижение религиозного фактора, плюрализма форм семьи важно в контексте как мобильности, так и снижения социального неравенства в стране, иначе соотношение образованных матерей примет иной характер.
[i] Социологический опрос проведен по заказу КИСИ в период с 11 мая по 22 июня 2024г. Объем выборочной совокупности – 8000 респондентов. В опросе принимали участие респонденты старше 18 лет из 17 областей и 3 городов республиканского значения – Астана, Алматы и Шымкент.
Пікір қалдыру