Казахстан проявил заинтересованность в строительстве магистрали Баку – Тбилиси – Карс

/uploads/thumbnail/20170708160059849_small.jpeg

В Ашхабаде состоялась пятисторонняя встреча по проекту соглашения о создании транспортного транзитного коридора Афганистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция, который тесно связан со строительством железной дороги Баку – Тбилиси – Карс (БТК). Новая дорога позволит за две недели доставлять грузы из Китая в Европу, а присоединение к проекту Казахстана значительно повысит его рентабельность. По итогам форума МИД Туркменистана распространил заявление. В нем говорится, что «реализация этого проекта, нацеленного на обеспечение новых возможностей для выхода стран-участниц и других государств региона к мировым рынкам, одновременно призвана способствовать активизации торгово-экономических связей на евразийском пространстве». В документе особый акцент делается на то, что создание нового транспортного коридора будет содействовать экономическому возрождению Афганистана и его подключению к крупным международным инфраструктурным проектам. Напомним, что железная дорога Баку – Тбилиси – Карс строится для транспортировки грузов из Китая и Центральной Азии в Европу и обратно. Межправительственное соглашение о создании этой магистрали было подписано в феврале 2007 года между Азербайджаном, Грузией и Турцией. Проект предусматривает строительство железной дороги Карс (Турция) – Ахалкалаки (Грузия) протяженностью 100 км, из которых 2/3 пути пройдет по территории Турции, а остальные 30 км – по территории Грузии. В рамках проекта в Грузии также будет реконструирован 183-километровый участок железной дороги Ахалкалаки – Марабда – Тбилиси для повышения пропускной способности до 17 млн тонн грузов в год. На начальном этапе пропускная способность пути будет находиться на уровне одного миллиона пассажиров и 6,5 млн тонн грузов в год. Строительство грузинской части железной дороги финансируется Азербайджаном, выделившим Тбилиси льготный кредит на 775 млн долларов. Полностью завершить строительство стальной магистрали намечено на декабрь текущего года, а ввод в эксплуатацию – в первом полугодии 2015 года. Кроме непосредственных участников проекта БТК большую заинтересованность к новой железной дороге проявляют и страны Центральной Азии. Так, два года назад во время визита президента Узбекистана Ислама Каримова в Туркменистан главы государств обсуждали реализацию транспортного коридора Навои (Узбекистан) – Туркменбаши (Туркмения) с присоединением к маршруту Баку – Тбилиси – Карс. В случае реализации этого проекта Узбекистан, как и Туркменистан, получают прямой путь в Европу. «Туркменистан и Узбекистан заинтересованы в реализации транспортного проекта Навои – Туркменбаши – Баку – Тбилиси – Карс. Использование этого коридора обеспечит широкий выход на международные рынки», – говорилось в совместном заявлении президентов Туркменистана и Узбекистана. Готов поучаствовать в проекте и Афганистан, желающий получить выход к Черному морю через Туркменистан, Азербайджан, Грузию и Турцию. В свое время заместитель министра иностранных дел Афганистана Джавед Лудин говорил, что «мы поднимали этот вопрос перед Соединенными Штатами и получили в этом полную поддержку со стороны США и ведутся переговоры с Туркменистаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией». Казахстан также ждет окончания строительства железной дороги Баку – Тбилиси – Карс, сообщил на недавней встрече в Астане с грузинским коллегой Ираклием Гарибашвили глава правительства Казахстана Карим Масимов. «Казахстан заинтересован в скорейшем завершении строительства железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Карс, которая позволит вывозить товары Грузии через территорию Казахстана в Центральную Азию и Китай, а казахстанскую продукцию – через Каспийское море в Европу», – отмечал Карим Масимов. Напомним, что в ноябре 2012 года Азербайджан, Казахстан, Грузия и Турция договорились ввести единый тариф на транспортировку грузов в рамках проекта Silk Wind («Шелковый ветер») и меры по упрощению процедур таможенного оформления поездов. Проект Silk Wind через Каспий в Европу предполагается запустить после окончания строительства БТК. В завершение отметим, что подключение к проекту Баку – Тбилиси – Карс нашей республики значительно повысит его рентабельность, а после завершения строительства железной дороги произойдет воссоединение двух континентов – Европы и Азии. К тому же близится к завершению процесс подписания соглашения по проекту Silk Wind («Шелковый ветер»). По словам председателя транспортного комитета Министерства по инвестициям и развитию Казахстана Асета Асавбаева, «соглашение между Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией о развитии транзитных перевозок, железнодорожном и морском сообщении на участке государственная граница Китай – Казахстан – Каспийское море – Азербайджан – Грузия – Турция – Черное море успешно прошло внутригосударственные процедуры согласования в Грузии и Казахстане. В настоящее время документ проходит процедуру согласования в Азербайджане и Турции». Скорее всего, соглашение по проекту Silk Wind между странами будет подписано в ближайшие полгода, еще до завершения строительства железной дороги Баку – Тбилиси – Карс, которая позволит за две недели доставлять грузы из Китая в Европу. Другими словами, возродится прежний Шелковый путь, по которому Казахстан вместе с Туркменистаном и Узбекистаном смогут поставлять свои товары и сырье на европейские рынки, минуя Россию. Сергей КОНСТАНТИНОВ, Астана

Источник: http://liter.kz

Қатысты Мақалалар