Новшества в нормативно-правовой базе в сфере защиты прав потребителей

/uploads/thumbnail/20170822165947215_small.jpg

Законом предусмотрены следующие поправки:

  1. Увеличение срока возврата товара.

Вместе с тем, увеличен срок предъявления требований при обнаружении умышленно скрытых недостатков выполненной работы с 3 лет до 5 лет касательно зданий, сооружений (дополнены пункты 6 и 7 в статью 35 Закона РК «О защите прав потребителей»);

       Добавлен пункт 1-1 в ст.30

2.В договор нельзя включать условия, которые нарушают или ущемляют права потребителя.

Данные условия перечислены в новой статье 8-1 Закона РК «О защите прав потребителей». Например, в договоре между  исполнителем и заказчиком не должны содержаться условия, по которому исполнитель освобождается от ответственности, в случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу заказчика в связи с оказанием услуг. В случае, если такие условия все же будут предусмотрены в договоре, то они будут считаться недействительными.
Также при составлении договора необходимо учитывать, что любой заключенный между продавцом (исполнителем, изготовителем) и потребителем договор о продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг должен содержать четко сформулированные и исключающие двоякое толкование условия, не требующие для их понимания специальных знаний;
3. Вопросы гарантийного срока при электронной торговле.
Изменения, внесенные в п.2 ст. 17 Закона РК «О защите прав потребителей», устанавливают, что при электронной торговле (покупки в интернет-магазинах), гарантийный срок либо срок для выявления недостатков товаров начинает течь со дня передачи (доставки) товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, то со дня его установки (подключения) или сбора;
4. Подтверждение факта покупки.
Ранее, если у потребителя отсутствовали документы, подтверждающие факт приобретения товара, то он мог ссылаться на свидетельские показания. Теперь такой факт также может быть подтвержден фото и видеофиксацией (ст. 18 Закона РК «О защите прав потребителей»). Поэтому, если клиент хочет вернуть товар, но у него нет фискального чека, то в случае наличия у него фото или видео подтверждения покупки, продавец обязан произвести возврат или обмен товара;
5. Экспертиза товара.
С 7 мая 2016 года, стоимость дополнительной проверки (экспертизы) качества товара оплачивается продавцом (изготовителем). Если же в результате проверки (экспертизы) будет установлено, что недостатки товара появились по вине потребителя, то он обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение проверки (экспертизы), а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара. Кроме того, согласно поправкам потребитель вправе принимать участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя (п. 2 ст. 30 Закона РК «О защите прав потребителей»);
6. Применение фото-, видеосъемки потребителем.
Также теперь запрещается продавцу (изготовителю, исполнителю), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъемки в торговых залах (ст. 24 Закона РК «О защите прав потребителей»). В связи с чем, служба безопасности продавца,  не вправе запрещать потребителям фото и видеосъемку в торговых залах.
7. Увеличение сроков гарантийного обслуживания.
Теперь если установленный договором гарантийный срок составляет меньше 2-х лет и недостатки работ (услуг) обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах 2-х лет, то потребитель вправе предъявить о его недостатках.

Для усиления роли общественных объединений потребителей Закон предусматривает расширение их полномочий. Общественным объединениям потребителей дополнительно предоставлены такие права как:

- информирование соответствующих госорганов для принятия мер в отношении виновных лиц по выпуску и реализации товаров (работ, услуг), которые не соответствуют требованиям по безопасности и качеству;

           - представлять интересы потребителей в процессе медиации при разрешении конфликтов между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем);

- принимать участие в работе общественных советов;

- принять участие в разработке стандартов и нормативных технических документах по безопасности товаров, работ и услуг;

- изучать и направлять в соответствующие государственные органы информацию по соблюдению прав потребителей в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания;

- распространять информацию о результатах исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей;

- вносить в соответствующие государственные органы и организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг);

- участвовать совместно с соответствующими государственными органами в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг);

- оказать юридическую и консультационную помощь потребителям и др.

С целью улучшения качества государственного регулирования системы защиты прав потребителей создаются общественные советы согласно Закону РК «Об общественных советах». Согласно новым поправкам в их компетенцию включены следующее:

- направлять ежегодно в Правительство годовой отчет о состоянии защиты прав потребителей для дальнейшего представления его Главе государства;

- не реже двух раз в год рассматривать вопросы по защите прав потребителей;

- вносить предложения госорганам об отмене решений, которые нарушают права потребителей;

            - обращаться в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав более десяти потребителей по одному и тому же вопросу;

            - осуществлять формирование и реализацию государственного социального заказа по проведению исследований, по информационно-просветительской работе и консультационной помощи населению по вопросам защиты прав потребителей;

            - рассматривать обращения физических или юридических лиц в сфере защиты прав потребителей;

            - осуществлять контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей;

            - информировать потребителей о товарах (работах, услугах), представляющих риск для их здоровья и безопасности;

            - ежегодно размещать в средствах массовой информации статистические данные по поступившим обращениям о нарушениях прав потребителей, результатам их рассмотрения и информацию о деятельности в сфере защиты прав потребителей;

- информировать, консультировать потребителей и т.п.

В целях создания благоприятных условий для потребителей Законом также внесены поправки  в ряд законодательных актов РК:

  1. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», в части повышения ответственности лиц при повторности нарушений законодательства в области технического регулирования, санитарно-эпидемиологических норм и гигиенических нормативов в виде конфискации имущества или без такового (ч.2 ст. 425 КоАП РК);
  2. Закон Республики Казахстан «О рекламе», а именно в части классификация жилья только согласно действующим строительным нормам и правилам без использования классификации жилья как эконом, бизнес, элит, комфорт, люкс, премиум и т.д. Так как сложилось, что застройщики обнадеживают потребителей яркими наименованиями классности жилых построек в итоге не оправдывая их ожидания.
  3. Закон Республики Казахстан «Об электроэнергетике». Отныне запрещается прекращение подачи тепловой энергии и электрической энергии при наличии задолженности по оплате только по одной из услуг;
  4. Закон Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности». Согласно новым поправкам, если потребитель приобретает уцененный товар, который имеет недостаток, ему должна быть предоставлена информация об этом.

Қатысты Мақалалар