На протяжении всей истории культура и религия тесно связаны между собой и необходимо знать, как культурные, так и религиозные ценности. После Распада Советского Союза образовался идеологический вакуум. Ценностные модели, привычные для человека того времени, перестали работать, а новые культурные и религиозные ценности были на стадии своего развития. Пользуясь этим идеологический вакуум стали заполнять новые религиозные течения, которые могли предложить свое мировосприятие и культурный ценностный набор. Религиозные деятели оказались в сложном положении. Учитывая, что в советский период был предпринят целый ряд шагов по уничтожению религиозной грамотности, в частности была уничтожена система религиозного образования, закрывали мечети, можно сказать, что религиозные институты воссоздавались практически с нуля.
Одной из основных причин религиозной безграмотности является образование. Не имея возможности получить религиозное образование в Казахстане, сотни молодых людей уезжали учиться за рубеж. Университеты и медресе Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Египта, Пакистана, Турции принимали и обучали наших соотечественников. Естественно, подготовка студентов осуществлялась на основе взглядов, которые доминировали в этих странах, без учета казахских культурных и национальных ценностей. В прошлом этим процессом мало кто занимался, что это привело к разногласиям в обществе.
Как правило, многие выпускники зарубежных религиозных учебных заведений возвращаются в Казахстан носителями совершенно другого мировосприятия, культуры и религии. Возвращаясь с иным багажом знаний, они обнаруживают несоответствие между принятыми на родине и полученными за рубежом религиозными и культурными взглядами. Однако, это лишь часть проблемы. В связи с несоответствием разных взглядов, некоторые выпускники зарубежных религиозных ВУЗов радикализируются, бескомпромиссно принимая взгляды и концепции, полученные на чужбине. Для Казахстана радикальные взгляды не приемлемы, ведь с давних времен казахский народ показал себя толерантным, гостеприимным народом. В нашей стране проживут более 100 национальностей с разными взглядами, разными верованиями, но с единой историей, объединяющей нас всех.
Выпускники, вернувшиеся из зарубежных религиозных центров, начали убеждать своих соотечественников в том, что «истинные духовные ценности находятся за пределами сложившихся традиций, а вероисповедание выше национальности и гражданства». Общество фактически оказалось не готово к подобным трансформациям.
Процесс возрождения религиозной грамотности в Казахстане слабо воспринимался со стороны общества, хотя религия является неотъемлемой частью культуры и общества в целом, и желание получить религиозное образование с каждым годом увеличивается.
Впрочем, не совсем правильно было бы рассматривать только образование как причину, привлекшую к религиозной безграмотности. Имеются и ряд других причин, таких как социально-экономические факторы, психологические факторы, а также огромный потокразного рода недостоверной информации. В современном мире люди ищут информацию в интернете или социальных сетях у непроверенных источников, тем самым становясь уязвимыми для воздействия разных прикрывающихся религией культов.
Для повышения религиозной грамотности граждан нашей страны, необходимо создавать кадровую базу и улучшать образовательную религиозную систему, чтобы люди не искали знаний на чужбине. Необходимо создавать планы мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры нашего народа. Кадры всегда «решали всё» в этом процессе, нужно растить кадры у нас, что в свою очередь повысит уровень религиозной грамотности наших граждан.
Наш Президент не зря говорит о духовном просвещении «Рухани Жанғыру», о сохранении и развитии исторически сложившихся культурных ценностей, которые помогут сохранить целостность страны и общества. Таким образом, религиозная грамотность стала одним из основных стратегических направлений развития Казахстана и является требованием времени.
Н.Канатов, временно исполняющий обязанности
директора КГУ «Молодежный ресурсный центр»
отдела внутренней политики акимата города Тараза
Пікір қалдыру