ВРЕМЯ НОВЫХ ЗАДАЧ

/uploads/thumbnail/20170708160153068_small.jpg

Проблема экономического образования госслужащих возрастает не только в Казахстане, но и во всем мире. Отмечается своеобразный бум в поисках ответов на вопросы: как правильно готовить профессиональных госслужащих и нужна ли специальная экономическая подготовка? На эти вопросы попытались найти ответ участники «круглого стола», организованного Международным институтом посткризисной экономики.

От теории к практике

Сотрудники института подготовили программу, нацеленную на экономическую подготовку настоящих госслужащих. Что подразумевается под понятием «настоящие госслужащие», в чем заключена специфика экономической подготовки не просто госслужащих, но чиновников высшей квалификации, рассказал эксперт института Адиль Амирбаев. По его словам, необходимо правильно объяснить народу, что такое «государственный чиновник»». Проще говоря, люди должны четко понимать соответствие того или иного чиновника его полномочиям, чтобы сравнение должностных полномочий было четким и понятным. Во многих странах это играет немалую роль в борьбе с коррупцией. – Сегодня как никогда нужно помнить, что экономическая подготовка специалистов высшего звена не просто необходима, она обязательна. Этот тезис в настоящий момент не требует ни подтверждений, ни доказательств. Поэтому образование чиновника должно быть широким. Экономика без взаимодействия с социально-политической сферой невозможна. Экономическое мышление современного управленца, на мой взгляд, должно базироваться на понимании целостности общества, неразрывности процессов, происходящих в нем. Сегодня госслужащим необходимо несколько по-иному рассказывать об экономике. На основе теории стоит давать конкретные практические знания. Общесистемная экономическая подготовка, коммуникативная компетентность, практика в конкретной отраслевой области – вот что требуется госслужащим высокого уровня. Экономическая подготовка государственных служащих имеет на современном этапе развития системы управления решающее значение. Это объясняется взаимосвязью всех сфер общества – политической, экономической, социальной. Экономическое образование государственных служащих предусматривает изучение целого ряда дисциплин. Это менеджмент, финансы, налогообложение и так далее. Однако зачастую проблемы подготовки вызваны необходимостью связать все эти дисциплины в одно целое. Согласитесь, нередко причиной неэффективной работы чиновника является не то, что он такой нехороший человек и работает в неграмотно выстроенной системе, а то, что качество его знаний и опыта недостаточно. Если бы специалисты, принимающие решение, учитывали его влияние на экономику в целом, то в долгосрочной перспективе такие действия приносили бы дивиденды большему числу участников экономической деятельности, – сказал Адиль Амирбаев. Ставка на результат Еще одна проблема современных госслужащих связана с неумением специалистов применять свои теоретические знания на практике. Так считает Карлыгаш Жумагалиева, руководитель аналитического центра «Ресурс». По ее словам, даже приобретя необходимые знания, чиновник принимает неэффективное решение. Это говорит о том, что блестящее знание экономической теории не гарантирует идеальной эффективности. – В основном это происходит потому, что большая часть экономических дисциплин преподается по американским учебникам. Наши авторы не только перевели, но и постарались адаптировать рассматриваемые в учебниках проблемы для отечественного читателя, в частности во многих учебниках используются примеры из казахстанской экономики. Однако мы забываем о том, что у нас многие проблемы с теми же американцами разные. А приоритеты вовсе не совпадают. Например, с инфляцией мы пытаемся бороться с помощью ограничения дохода и забываем о том, что главные причины нашей инфляции другие, нежели в переводных учебниках. Я уверена, экономическое образование государственных чиновников, от которых зависит развитие экономической системы, не должно заканчиваться получением диплома вуза. Оно должно продолжаться постоянно, поскольку мы живем в меняющемся мире, где сегодня действуют одни законы и правила экономической политики, а завтра – другие. Для того чтобы общество развивалось эффективно, должен совершенствоваться и уровень компетенции наших управленцев. Старший специалист по работе с государственными и общественными организациями Альянса менеджеров Виктор Евсеев уверен, что в свете задач, поставленных Президентом РК в Послании народу Казахстана «Нұрлы жол – Путь в будущее», весьма актуальной является задача создания целостной системы повышения квалификации и экономической подготовки служащих городских сфер управления. – Еще недавно казалось допустимым отсутствие у государственных чиновников четких представлений об экономических закономерностях формирующегося общества. Сегодня, когда заработали устойчивые экономические модели и появились финансовые ресурсы, возникла острая необходимость в новых методах управления как в реальном, так и в общественном секторах экономики. Экономика нашего города развивается мощно и интенсивно. Новые масштабные социально-экономические задачи требуют глубоких экономических знаний от государственных служащих. Эти потребности продиктованы и реализуемыми в мегаполисе крупными инвестиционными проектами. Государственный служащий должен уметь видеть ситуацию в целом, системно, с учетом перспектив развития различных отраслей городской экономики. Анализ современных тенденций, планирование со ставкой на конечный результат позволят грамотно моделировать ключевые экономические процессы. Поэтому нужны умения по разработке программ и проектов, выбору методов достижения целей, определению их коммерческой и бюджетной эффективности, – считает Виктор Евсеев. Плацдарм для чиновников Выступая перед госслужащими, аким Алматы Ахметжан Есимов сказал, что успех развития и процветания любого государства в первую очередь базируется на эффективной и профессиональной госслужбе. Именно поэтому руководством страны уделяется особое внимание вопросам совершенствования системы подготовки госслужащих. По данным городского акимата, в Алматы государственную службу несут 4448 человек, из которых 14 трудятся в корпусе «А», корпус «Б» представляют 4434 человека. Реформирование госслужбы и создание элитного чиновничьего корпуса «А» вызвало одобрение среди горожан. Время показало, что просто исполнительные менеджеры, к сожалению, не в состоянии встать во главе фундаментальных преобразований. Для этого нужны руководители – лидеры нового типа, обладающие принципиально иным мышлением и специфическими компетенциями. Сегодня чиновнику приходится взаимодействовать с очень широким кругом лиц и организаций. Все это требует специальной подготовки государственных служащих. У нас такая практика только начинает внедряться в органах власти и, если быть откровенным, пока внедряется с большими сложностями. Основная причина этого – отсутствие опыта, традиций. Несмотря на «зачистку» чиновничьего аппарата, неповоротливость управленческого механизма дает о себе знать. Именно поэтому в новом Послании Президента РК ставится цель: повышение эффективности деятельности государственного управления. В целях дальнейшего формирования новой модели казахстанской государственной службы были приняты закон, а также 12 указов и целый ряд нормативно-правовых актов. Также проанализирован опыт ведущих стран мира. Сегодня, по мнению международных экспертов, в Казахстане сформировалась собственная уникальная модель государственной службы. Будем считать это хорошим плацдармом для дальнейшего движения вперед.

Александр ГРИБАНОВ Коллаж Нурбола ОРЫСУЛЫ

Источник: http://vecher.kz

Қатысты Мақалалар