Сегодня развитые страны мира демонстрируют высокую степень открытости и интегрированности в системе международных отношений. В условиях глобальной конкуренции Казахстану необходимо проводить активную интеграционную политику. При этом ее экономический аспект не может рассматриваться в отрыве от вопросов обеспечения международной безопасности и регулирования миграции.
Глобальные тренды XXI века
Для достижения поставленной цели – вхождения Казахстана в топ 30 развитых стран мира подготовлены предложения по оптимизации, качественному улучшению механизмов и инструментов реализации программ. В соответствии с поручением главы государства утверждена концепция новой бюджетной политики. Она основана на всеобъемлющем экономическом прагматизме, принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности. Ее задача - постепенное совершенствование социальной, экономической и институциональной среды в стране. А также внедрение инновационных методов работы в систему социальной защиты, в сферу образования, здравоохранения, науки и культуры.
Положения концепции направлены на обеспечение макроэкономической стабильности и сбалансированности государственного бюджета. На повышение эффективности использования бюджетных средств, реформирование подходов к государственным инвестициям и повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов.
Конкурентным преимуществом Казахстана станет здоровая демографическая ситуация, обеспечивающая высокий естественный прирост населения. Также это позволит нам стать нацией, обладающей высоким научным и творческим потенциалом, высококвалифицированными и профессиональными трудовыми ресурсами.
В рамках реализации концепции ключевым двигателем модернизации экономики и формирования наукоемкой модели развития является человеческий капитал страны. Следующие аспекты в стратегическом направлении долгосрочного развития Казахстана до 2050 года - совершенствование институциональной среды, развитие отраслей наукоемкой экономики, ускоренное формирование ее инфраструктуры, а также углубление интеграции в мировую и региональную экономику.
Также необходимо сказать о корректировке стратегических планов государственных органов. Это позволит повысить эффективность реализации поставленных главой государства задач. Предусмотрены условия по созданию новых принципов социально-экономической политики. В частности, обеспечение представления качественных и доступных медицинских услуг, формирование и содействие развитию социального партнерства в рамках принципиально новой модели трудовых отношений. Корректировка способствует развитию знаний и профессиональных навыков граждан. А также рациональному размещению производственных мощностей в соответствии с Генеральной схемой развития и размещения производственных сил страны. Предусматривается активное развитие экономической и торговой дипломатии, формирование нового казахстанского патриотизма и проведение административной реформы.
В настоящее время продолжается работа по развитию инновационных кластеров и технологий, которые позволят ускоренно перейти к низкоуглеродной модели развития экономики. Модернизация инфраструктуры позволит минимизировать риски и издержки предпринимателей, инвесторов в области создания и освоения новых технологий.
Реализуется задача по внедрению новых направлений на базе пилотных инициатив. Наиболее актуальной инициативой в условиях приближающейся всемирной выставки «EXPO-2017» станет открытие Центра по технологиям возобновляемых источников энергии. В его деятельности будут использованы передовые американские и японские технологии с последующей передачей полученного опыта через сеть существующих конструкторских бюро и технопарков нашей страны. Все эти меры позволят повысить качество жизни населения.
Кроме того, планируется формирование агломераций мирового уровня, которые станут центрами устойчивого развития по переходу к «зеленой экономике». Они обеспечат развитие и продуктивное использование человеческого капитала за счет предоставления образовательных, информационных и транспортных услуг высокого качества, повышения конкуренции, создания привлекательных условий для иностранных инвесторов.
Полезные результаты
В целях противодействия негативного влияния последствий мирового финансового кризиса, утвержден План многоуровневой системы антикризисного реагирования. Данный программный документ направлен на обеспечение стабильных макроэкономических условий, на сохранение роста экономики, с учетом существующих рисков.
Он предусматривает стандартные пакеты мер антикризисного реагирования в мировой и отечественной экономике. Это позволит смягчить последствия возможных неблагоприятных сценариев развития. В документе рассмотрены три варианта развития ситуации в зависимости от глубины неблагоприятных тенденций. Первый вариант - уровень замедления. Второй - рецессии кризиса мировой экономики. Третий - изменение цен на товарных рынках.
В первом случае при уровне замедления предполагается снижение роста мировой экономики до двух процентов. Мировая цена на нефть будет в диапазоне 80-90 долларов за баррель. При этом темп роста ВВП страны предположительно будет в диапазоне от 2,5 до четырех процентов. При втором варианте развития событий уровень рецессии предполагает рост мировой экономики в пределах одного-двух процентов. Мировая цена на нефть установится в пределах 70-80 долларов США. Реальный подъем ВВП ожидается с незначительным ростом либо стагнацией до 2,5 процента. В третьем случае рост глобальной экономики составит менее одного процента. Мировая цена на нефть сложится ниже 70 долларов США. Сокращение ВВП страны может составить до 1,1 процента.
В целях обеспечения макроэкономической стабильности и сбалансированности государственных финансов предусмотрены следующие меры. К 2020 году планируется снижение дефицита государственного бюджета до 1,4 процента к ВВП. Это позволит поддерживать государственный долг на умеренном уровне, не более 13,9 процента к ВВП.
Средства Национального фонда для финансирования расходов бюджета будут использоваться в ограниченном объеме, обеспечивающем сбережение нефтяных доходов. Для усиления сберегательной функции неснижаемый остаток средств в Национальном фонде увеличен с 20 до 30 процентов к ВВП.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств в 2014 году будет проведена инвентаризация сложившейся базы по текущим и инвестиционным расходам.
По ее итогам будут подготовлены предложения по сокращению неэффективных расходов. Для этого будет пересмотрена система программных документов с учетом их нацеленности на выполнение единых стратегических задач. В частности, изменения коснуться планирования бюджетных расходов. Формирование бюджета будет осуществляться на основе следующих индикаторов. Это эффективность, результативность, а также ежегодная оценка действенности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов.
Елена ВЕРШИНИНА
Источник: http://vecher.kz