В Послании народу Казахстана Президент РК озвучил национальную идею нового порядка «Мәнгілік Ел». Она основывается на незыблемости ценностей независимости, однако представляет собой качественно новую интеллектуальную ступень ментального развития. Об этом мы беседуем с директором Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, членом научно-экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана, членом-корреспондентом НАН РК Заремой ШАУКЕНОВОЙ (на фото).
Уровень зрелости
– Какова основная роль идеи Президента РК?
– Чтобы понять предназначение проекта «Мәнгілік Ел» следует вспомнить период создания и начала реализации программы «Мәдени мұра». Главной целью и направленностью данной программы являлся сбор и систематизация бесценных и уже ставших предметом вечной истории артефактов, экспонатов, письменных трудов мыслителей прошлого, предков казахов, людей и племен, населявших огромную территорию Центральной Евразии. Опора на культурное наследие позволила существенно укрепить национал-патриотический тренд в казахстанском обществе, насытить содержанием государственную политику в этнокультурной сфере.
К 20-летию своей независимости страна подошла не только с внешнеполитическими и экономическими успехами, но с определенным этнополитическим уровнем зрелости. Впечатляющими стали результаты программы «Культурное наследие», которые были обнародованы к 20-летию независимости Казахстана.
Реставрационными работами были охвачены 105 объектов истории и культуры, археологическими исследованиями – более 40 городищ, поселений, стоянок, могильников и курганов на территории Казахстана. В результате научно-поисковых экспедиций обнаружено и введено в научный оборот свыше 5 тыс. ценнейших архивных документов по истории, этнографии, искусству казахского народа.
Было издано более 600 наименований книг, тиражом более 1,5 миллиона экземпляров. Создан 21 документальный фильм об особо важных исторических местах и наследии национальной культуры. Изданы семь энциклопедических сводов памятников истории и культуры. Восстановлены и перенесены на современные аудионосители звукозаписи 255 старинных казахских кюев.
К юбилею независимости в Астане была воздвигнута триумфальная арка «Мәнгілік ел», ставшая воплощением идеи Первого Президента – Лидера нации о вечном государстве. Сегодня этот красивый архитектурный памятник наряду с Дворцом мира и согласия, Дворцом независимости, мечетями Нур Астана и Хазрет султан несут сакральный смысл, являясь, с одной стороны, символами увековечивания персональных усилий и идей Лидера нации, а с другой – свидетельством растущего национального самосознания казахского народа и наращивания его интегративных свойств.
– Что можно назвать предпосылками принятия национальной идеи?
– В условиях обретения независимости в 90-х годах казахи пережили важный этап национального возрождения, что выразилось в подъеме казахского языка, когда он обрел статус государственного, восстановлении преобладающей численности казахов на своей исконной земле. Казахи за прошедший период трансформировались в урбанизирующуюся нацию. Представители титульного этноса заняли доминирующее положение в системе власти, бизнеса, индустрии, а также гражданском секторе. Произошло оформление новой казахской элиты.
Казахстан с обретения независимости проводил ответственную государственную политику, в том числе через поддержку репатриации этнических казахов на родину. За прошедший период в страну вернулось порядка 1 миллиона казахов. В настоящее время доля казахов в структуре общества достигает 63 процентов, или около 11 миллионов человек, тогда как до обретения независимости она составляла менее половины, а в отдельные периоды истории ХХ века снижалась до показателя менее трети населения в период голода и репрессий.
Казахи смогли выстоять трехвековой период этнических и геополитических испытаний. Этому способствовала их исконная черта объединяться перед внешними угрозами и особый культурный генетический код, проявляющийся в глубоком сохранении, бережливом отношении к традициям. Особый культурно-исторический код казахов не был сломлен даже в период жестких ограничений, тоталитаризма, геноцида, насилия и чисток.
Казахстан из территории сначала имперских, затем советских социальных экспериментов трансформировался в состоявшееся государство, основывающееся на уникальной модели межэтнического и межконфессионального согласия. Для миллионов потомков казахов, когда-то покинувших свою Родину, теперь Казахстан стал землей обетованной – жерұйық.
Летопись триумфа
– Видимо, свою роль сыграла и переоценка ценностей в обществе?
– «Стратегия «Казахстан-2050» подвела своеобразную черту под большим процессом посткоммунистического транзита Казахстана, который проходил по трем направлениям: внедрение рыночных отношений, построение новых политических институтов, изменение общественного сознания. Происходила ломка сознания, что на первом этапе было связано с реабилитацией общества от «культурной травмы».
В результате этого произошел надлом целых пластов идентичностей, включая такие, как советский человек, коммунист, партия, КПСС, Ленин. Рухнули идеалы и ценности прошлой эпохи. Реакцией на это стало то, что люди перестали ориентироваться на длительную перспективу. Возник феномен «временщиков».
Слабость государственных институтов на начальных этапах становления независимости приводила к проявлению саморегулятивных сил общества, что вылилось в неформальные движения, развитие организованной преступности. У населения сформировалось устойчивое неприятие идеологии и партий. Началось время тотального самовыживания, своеобразный механизм социального отбора наиболее стойких социальных групп.
Теперь, спустя почти четверть века, основные процессы приобрели оформленные черты. Например, процесс экономического роста, деятельность партий, парламента, НПО. На этом фоне «устоявшие» – это и есть новые граждане Казахстана, новая общность, как об этом четко сказано было на медиафоруме в апреле 2013 года Первым Президентом – Лидером нации.
Таким образом, сегодня мы уже имеем не осколок старого общества, не унаследованную социальную или партийную организацию. Поменялись практики, привычки, ценности, мысли, наконец, ориентиры. Произошло сближение между людьми, разрушение недоверия, сокращение дистанции. Этому служила сбалансированная внутренняя политика, межэтническое и межконфессиональное согласие, экономический рост, повышение жизненного уровня людей.
Государство стало привлекательным, поскольку теперь оно соответствует интересам граждан. И потому идентификация жителей республики поменялась кардинально. Если в начале независимости 86 процентов казахстанцев были в растерянности и не могли себе представить жизнь вне старой системы, то теперь почти 84 процента твердо говорят, что гражданство Республики Казахстан для них выступает в качестве главного идентификационного критерия.
– Можно ли назвать национальную идею звеном, скрепляющим прошлое и будущее страны?
– Патриотический акт «Мәнгілік Ел» есть признание важной исторической миссии и силы этнической природы казахов как государствообразующего ядра Казахстана. По данным проведенного нами исследования, 61 процент респондентов отмечают природную терпимость казахов. В принципе это так, но в этом всегда находится некий скрытый подтекст, что благодаря этому в Казахстане с обретением независимости ничего не надо было делать. Казахи и так толерантны, терпимы – можно не напрягаться и не проводить специальную политику в области межэтнических отношений.
С точки зрения истории, следует признать, что казахам пришлось выживать. При этом происходила борьба не только с внешними врагами, но внутри между родами. Поэтому приходилось учиться быть терпимыми. Такое мнение разделяет 27,3 процента респондентов, считая, что нельзя называть казахов спокойными по своей природе. Терпимость с их точки зрения приобретенное качество народа в борьбе за выживание.
История независимого Казахстана стала летописью успеха и триумфом всего громадного исторического опыта предыдущих поколений. Здесь сосредоточились все далекие мечты и желания наших предков. Они были уверены, что знамя независимости страны поднимется и казахская нация восторжествует. Так и произошло.
«Мәнгілік Ел» – проявление живой истории, которая берет истоки из прошлого трансформируется в будущее, при этом являясь настоящим. Как в известной восточной притче. Прошлое – забыто, будущее – закрыто, настоящее – даровано.
В этой связи Послание Президента от 17 января 2014 года пронизано важным философским смыслом. Нужно ценить настоящее, потому что из него строится будущее. Чтобы жить достойно, необходимо уже сегодня жить лучше. Как и свойственно нашему Президенту, Послание опирается на основательный эмпирический каркас – конкретные показатели и целевые индикаторы. Однако идея «Мәнгілік Ел» возвышает нас над цифрами и буднями и ориентирует на создание такой страны, которая бы смогла стать вечной, пережить по времени тысячелетние истории государств.
Искандер САЛИХОВ
Источник: http://vecher.kz