Восемнадцатое Послание Президента Назарбаева «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» активно обсуждается в средствах массовой информации и в Интернете, в нашей стране и за рубежом. Этот судьбоносный документ комментирует Булат СУЛТАНОВ (на фото), директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, доктор исторических наук.
17 лет спустя
- Булат Клычбаевич, в Послании 3920 слов. Трудно проанализировать все аспекты этого документа. Поэтому выделим самое-самое…
- В Послании немало новых мыслей и интересных идей. Хочу отметить, пожалуй, самое важное условие для экономического процветания страны, о котором говорил глава государства. Это межнациональное согласие. Как известно, не так давно состоялась ХХ сессия Ассамблеи народа Казахстана. Президент выдвинул там лозунг, который сразу же стал популярным: «Один народ. Одна страна. Одна судьба». Эта идея положена в концепцию развития ассамблеи до 2020 года. Теперь на повестке дня - принятие «МӘҢГІЛІК ЕЛ» – национальной идеи нашего общеказахстанского дома. Также планируется снижение уровня инфляции до 3-4 процентов и повышение зарплат, стипендий, социальных пособий по инвалидности на 25 процентов. Казахстану предстоит увеличить долю несырьевой продукции в казахстанском экспортном потенциале до 70 процентов. А это, согласитесь, будет уже другая страна.
- Я думаю, что мы с вами не можем обойти вниманием внешнюю политику…
- В соответствии со Стратегий «Казахстан-2050» наша страна осуществляет сбалансированную, многовекторную внешнюю политику, означающую развитие дружественных, взаимовыгодных отношений со всеми государствами, представляющими для нашей страны практический интерес. Вместе с тем в рамках многовекторной внешней политики Казахстан продолжил курс на интеграцию и создание Евразийского экономического союза, что отмечено и в Послании. Состоялось три заседания Высшего евразийского экономического совета – в Астане, Минске и Москве. Абсолютно понятно, что евразийскую интеграцию Президент Назарбаев рассматривает как один из важных механизмов для устойчивого развития государства. Вместе с тем на всех трех саммитах Назарбаев говорил о недопустимости политизации Евразийского экономического союза - в ответ на нападки националистов всех мастей как в Казахстане, так и в России. Я также полагаю, что серьезным дипломатическим успехом Казахстана было участие Президента нашей страны в заседании «двадцатки» развитых государств (G-20) в Санкт-Петербурге, на саммите ОДКБ в Бишкеке. Я считаю, что судьбоносной для республики идеей стало предложение Назарбаева о G-Global…
Найти разумный компромисс
- Послание Президента – особый жанр политического документа. И с этим невозможно не согласиться. Но въедливым экспертам не хватило персоналий в тексте Послания…
- Ну, во-первых, в своем Послании глава государства дал 15 конкретных поручений правительству и государственным органам, которые предстоит исполнить в этом году. А во-вторых, Послание нужно не только читать с красным карандашом в руках, но и смотреть по телевизору. Время от времени глава государства отрывался от текста и смотрел в зал, где в эти минуты царила поистине звенящая тишина. Он покритиковал министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева и главу фонда «Самрук-Казына» Умирзака Шукеева за то, что они фактически заволокитили приватизацию нескольких государственных компаний. Хотя во всем мире известно: что частное управление намного эффективнее государственного. Президент также высказал свое недоумение по поводу правоохранительных органов. Дескать, государство вам повысило зарплату, а число нареканий в адрес недобросовестных стражей порядка все растет и растет. Равенство перед законом должно стать основой правопорядка, а судебная система должна – прозрачной и доступной. Лидер страны недоволен государственными закупками. «Не надо завозить оборудование из-за рубежа, когда его можно производить у нас в стране», - считает глава государства, разве это не критический взгляд на нашу действительность? И разве в словах «правительству следует проработать данный вопрос и при необходимости создать для этого все условия» вам не слышится критика людей, которые отвечают за этот участок работы. Вопрос-то неновый. О «казахстанской составляющей» выпускаемой продукции говорится давно. Но, видать, дела здесь подвигаются не слишком споро…
- Мы с вами не первый раз обсуждаем документ подобного рода. Как считаете, страна повзрослела?
- В стране более активно стали решаться социальные проблемы. Сдерживается бедность. Сокращается безработица. Государственные мужи озаботились тем, что пропасть между богатыми и бедными чересчур велика. И даже между чиновниками разного ранга. Где-то я вычитал, что высшие чиновники Норвегии и Швеции не имеют права получать зарплату больше, чем в четыре раза от уровня рядового сотрудника. У нас пока такое сочетание представляется чем-то вроде научной фантастики. Но думать и говорить об этом надо. Причем в самых «высоких» кабинетах. Другое дело, что нельзя поощрять иждивенческие настроения. Государство обязано поддерживать только тех, кто не может себя прокормить, - детей-сирот, инвалидов, престарелых. Что касается остального населения, то тут принцип простой: государство обязано создать условия для того, чтобы человек мог проявить свои способности. Каркас государства будет тем прочнее, чем увереннее станет чувствовать себя мелкий и средний бизнес. Сегодня он производит 20 процентов ВВП. Это 800 тысяч предприятий и 2,4 миллиона казахстанцев. Как будто неплохо. Но надо бы – не менее 50 процентов. Во всяком случае так намечено в Стратегии «Казахстан-2050». Президент настаивает: мелкий и средний бизнес должен стать семейной традицией. Но честный предприниматель будет вкладывать в свое дело жар души, все силы и средства лишь в том случае, если увидит: государство может защитить его собственность от рейдерских захватов и недобросовестных, корыстолюбивых чиновников. А такие факты, увы, не редкость. Причем – и это отмечал Президент – порой наши силовые структуры руководствуются принципом «пролетарской целесообразности». Отнять и поделить! Я же считаю: чем больше людей, материально независимых от государства будет в Казахстане, тем легче станет жить обществу в целом. Но исчезла ли угроза социальных потрясений? Я думаю, что, заявив так, мы проявим политическую близорукость. Вот почему в течение прошлого года Президент говорил о реформе профсоюзов. Они не должны использоваться в качестве прикрытия для демагогов. Профсоюзы должны способствовать гармонизации трудовых отношений. Защищать интересы рабочих, но в рамках закона. Усадить за стол переговоров рабочих и хозяев, найти разумный компромисс.
«Суверенитет», «независимость» - эти слова приватизации не подлежат
- Булат Клычбаевич, Президент в своем Послании сказал следующее: «Мы ясно видим интеграцию нашей экономики в региональную и глобальную экономические системы. Это прежде всего связано с нашим участием в формировании Евразийского экономического союза, вступлением во Всемирную торговую организацию»…
- 22 года назад распался СССР. Все это время мы живем в разных государствах. Было бы странным, если б объединение наших экономик проходило безболезненно. Но другого пути в глобальном мире просто нет. В Северной Америке успешно работает НАФТА – торговый союз США, Мексики и Канады. Такие разные страны, как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, объединились для того, чтобы вырабатывать стратегические решения в экономике. Даже страны Персидского залива, прямо скажем, небедные государства, решили создать региональную структуру для координации своих усилий в торговле и финансах. Ну а нам, Казахстану, России, Беларуси, соседним братским странам, как говорится, сам бог велел. Что касается национал-ориентированной общественности. К их выступлениям я отношусь спокойно. Кстати, что-то я не слышал об их выпадах против вступления РК в ВТО. То, что они пытаются взять в союзники Президента, по-своему симптоматично. Потому что именно Назарбаев – настоящий «мотор» интеграции. Думаю, что граждане трех стран, входящих в Таможенный союз, сами разберутся, что к чему. Давайте обратимся к социологическим опросам. Один из них по заказу КИСИ выполнили специалисты фонда «Социальная перспектива». Было опрошено две тысячи человек в разных областях Казахстана, а также в Астане и Алматы. Это были разные люди по возрасту, образованию, социальному положению и национальности. Так вот, главный вывод: 90,5 процента поддерживают участие Казахстана в тех или иных интеграционных объединениях. 80,4 процента высказываются за интеграцию на основе Таможенного союза. Но 7,5 процента выступают с критикой Таможенного союза. Это, как правило, горожане, который оценивают свой материальный достаток как выше или ниже среднего. Наши эксперты считают: это та часть «рассерженных горожан», которые недовольны высокими пошлинами на ввозимые иномарки. Но главная цифра – вот она: 77,1 процента опрошенных вне зависимости от национальности, образования, возраста и местожительства поддерживают участие Казахстана в Евразийском экономическом союзе. Не будем лукавить: такая поддержка обеспечена высоким авторитетом главы государства. «Назарбаев «за», а значит, и я тоже», - вот так бесхитростно рассуждает подавляющее большинство опрошенных. Причем 77,5 процента согласны, что интеграцию следует ограничить лишь экономической сферой. Означает ли это, что у Таможенного союза нет недостатков? Было бы нечестно это утверждать. 32,5 процента опрошенных недовольны тем, что снизился поток дешевых товаров из Турции и Китая. 25,9 процента респондентов указали на то, что теперь приобретение автомобилей, а также предметов роскоши сопряжено с большими материальными затратами. В Казахстане стало труднее приобрести качественные товары из Европы, Азии и США – так считают 20 процентов. Вса это так. Но это означает одно: экспертное сообщество должно объяснять соотечественникам, что любое политическое решение имеет свои плюсы и минусы. Но в данном случае – и Президент об этом не устает говорить – плюсов больше.
Почему-то наши националисты узурпировали такие слова как «суверенитет» и «независимость». Мне кажется, что власть не должна отдавать эти священные понятия каким-либо отдельным группам и лицам. Правительство, исполнительные органы на местах должны более решительно объяснять согражданам, что независимость и суверенитет пострадают гораздо больше, если мы выберем путь национальной исключительности, если замкнемся в своих границах.
Участие в Евразийском экономическом союзе укрепит суверенитет Казахстана уже потому, что малый и средний бизнес научится сотрудничать и конкурировать со своими российскими и белорусскими коллегами. А значит – окрепнет. К тому же мир стоит на пороге новых, глобальных трансформаций. И Казахстан не должен оставаться в стороне от них. Да это и невозможно. В современном мире, как указывал Президент, есть два тренда. Это глобализация и регионализация. Впрочем, о всевозможных региональных союзах и объединениях мы уже говорили. Другой вопрос, что казахстанские переговорщики в Евразийской экономической комиссии должны действовать более активно, профессионально, умело отстаивать национальные интересы Казахстана. Что касается вопроса, поднятого президентом в Минске, – о барьерах на пути нашего бизнеса. Главным образом, там речь шла о производителях крепких алкогольных напитков. Понятно, что и в России, и в Беларуси есть свое водочное лобби, которое не в восторге от будущей конкуренции. Сам я к водке равнодушен. Но как представитель экспертного сообщества считаю: у потребителя должен быть выбор, какую водку ему покупать, - разлитую, скажем, в Новосибирске, Таразе или Бобруйске. И это правило должно действовать автоматически на территории трех государств. Дело не в водке. Дело в правилах, которые должны соблюдаться неукоснительно.
Беседовал Юрий КИРИНИЦИЯНОВ
Источник: http://vecher.kz