Бизнесменов, которые занимаются не только развитием своего дела, но и отдают немало времени и сил социальному предпринимательству, по праву называют людьми, ответственными за состояние и улучшение социального климата в нашем городе. Руководствуясь самыми благими намерениями, предприниматели работают в тех сферах, до которых у государственных служб порой просто не доходят руки
Помогать и не мешать О том, как развивается социальное предпринимательство (СП) в нашем городе, какую поддержку оказывают бизнесменам в этой работе государственные структуры, говорили участники «круглого стола», организованного Центром социально-экономических исследований. Во встрече приняли участие городские предприниматели, социологи, экономисты, представители неправительственных организаций. В самом начале обсуждения обозначились два противоположных направления относительно того, должно ли государство оказывать поддержку социальным предпринимателям и какой должна быть эта поддержка. Предприниматель Андрей Крупенин считает, что государство может поддерживать бизнесменов, принимая лояльное законодательство, регламентируя налоговые и иные преференции, спонсируя школы социальных предпринимателей и так далее. Его коллега Аскар Сламбеков полагает, что государство поможет бизнесу уже тем, если не будет ему мешать, создавая все новые административные барьеры. Предприниматель посетовал, что, несмотря на указания Президента РК, на объявления мониторингов на проверки субъектов малого и среднего бизнеса, законопослушные бизнесмены все равно попадают под чиновничий пресс. Контролеры, инспекторы всех рангов находят лазейки, чтобы «пощипать» людей, открывших собственное дело. В борьбе с ними предпринимателю не до социального климата, нужно думать, как остаться на плаву. По словам Сламбекова, в смягчении административных барьеров заинтересованы не только социальные предприятия, но и государство, и общество. Специалистами социологической фокус-группы «Мнение» было проведено исследование, целью которого было выявление уровня осведомленности по теме «Социальное предпринимательство». Результаты действительно можно назвать показательными: 70 процентов интервьюируемых алматинцев слышали об этом феномене впервые, а 62 процента опрашиваемых не смогли сформулировать никаких ассоциаций с этим словосочетанием. Социологи такие результаты объясняют относительной новизной рассматриваемого вопроса. Руководитель группы «Мнение» Ермек Абишев отметил, как показало исследование: бизнесмены, учитывающие в своей работе принципы социального предпринимательства, жалуются, что в продвижении «социальной идеи» им мешают несовершенство отечественного законодательства, отсутствие налоговых льгот и дефицит информационной и образовательной поддержки со стороны государства. Филантропия и бизнес Директор Центра методологических и экономических исследований, кандидат экономических наук Рамазан Аязбеков уверен, что социальный предприниматель – это не только бизнесмен, это человек с идеей по изменению мира или хотя бы пространства вокруг себя. – В некотором смысле его, наверное, можно было бы назвать романтиком. При этом он неизбежно сталкивается с реалиями рыночной экономики, а она диктует необходимость думать в первую очередь о прибыли, о модернизации производства, о его расширении, о повышении квалификации сотрудников. Социальная составляющая бизнеса неизбежно остается на периферии. Отсюда возникает конфликт между филантропией и предпринимательством. Идея улучшения мира натыкается на проблему привлечения финансовых средств. Бизнесмену сегодня не так просто получить кредит в банке. В связи с этим необходимо сказать об отсутствии для социальных предпринимателей специальных кредитных и займовых программ. Не только у нас, но во всех цивилизованных странах существует два основных источника дополнительного финансирования для социальных предпринимателей – это государство и негосударственные организации. Из международного опыта известно, в Европе СП оказывается преимущественно государственная поддержка. В США же, напротив, такой поддержкой в основном занимаются многочисленные фонды. Из истории развития Казахстана можно сделать вывод, что в основном социальных предпринимателей должно поддерживать государство. Можно сколько угодно говорить о самостоятельности бизнеса, но без помощи государства социальные проблемы он не решит ни в стране, ни в отдельно взятом городе, в данном случае в Алматы. Более того, власть сама жизненно заинтересована в развитии СП. Главной задачей государства является увеличение благосостояния граждан. Социальное предпринимательство – это инструмент, который увеличивает это благосостояние и смягчает социальные проблемы. Поэтому власть, заинтересованная в социальном эффекте СП, должна создавать условия на рынке, которые бы способствовали эффективной работе социально направленного бизнеса. Терапия для общества Предприниматель Мадина Искакова считает, что государственные структуры оказывают недостаточную поддержку малому бизнесу. – Недавно среди руководителей МСБ проводили соцопрос, так вот 71 процент опрошенных городских предпринимателей признает существование административных барьеров. В этот процент вхожу и я. Мне хотелось бы заниматься социальным предпринимательством, но вот что мешает – у нас нет законодательства, регламентирующего эту деятельность. В этом законодательстве должны быть четко прописаны права и обязанности сторон – госструктур и МСБ. Необходимо реально снижать коррупционный фактор. Сколько мы ни твердим, у чиновников остаются избыточно широкие полномочия в плане проверок предприятий бизнеса. Именно с этим у предпринимателей возникают наибольшие трудности. Может быть, из сферы МСБ специально выделить тех, кто занимается «социалкой», и стимулировать таких предпринимателей, как это делают во всем мире. Нужны конкретные действия, без них дальше разговоров мы не продвинемся. Председатель общества «Право и трудовая мотивация» Галина Иванова уверена в уникальности социального предпринимательства. По ее словам, ставя в качестве цели социальную проблему, предприниматель не дает «рыбу» нуждающимся, а учит ее ловить, таким образом стимулирует людей к самостоятельному решению проблемы при минимальном участии государства. – Разве это невыгодно власти. Но и самоустраняться от проблем СП государство тоже не должно. Я думаю, что нужно организовать специальный отдел при профильном ведомстве, который будет заниматься связью с социальными предпринимателями. Было бы хорошо создать для этого отдела отдельную бюджетную статью для финансовой поддержки социального бизнеса. Эта структура должна будет оказывать информационную помощь СП, а также выступать посредником при диалоге с местными властями, защищать права социальных предпринимателей. В состав этого отдела могут входить представители алматинского бизнес-сообщества. Это сделает отдел менее государственным, и у предпринимателей будет больше доверия к нему. Я согласна с тем, что социальных предпринимателей нужно выделять как особую часть бизнеса. Ведь это не благотворительность и не бизнес в обычном понимании. Основная цель СП – достижение социальных результатов. Когда кто-то говорит, что прибыль для бизнесмена превыше всего, значит, он не социальный предприниматель. Хочу особо отметить, что социальное предпринимательство способно создавать новые рабочие места и условия для самозанятости. Плюс к этому социальный бизнес помогает решать самые острые проблемы бедности, безработицы, поддержки социально незащищенных групп населения. Это своеобразная терапия для нашего общества. Развитие социального бизнеса повысит ответственность обычных предпринимателей. Они будут вынуждены учитывать новые условия, появляю Александр ГРИБАНОВ Коллаж Нурбола ОРЫСУЛЫ
Источник: http://vecher.kz