Многие исследователи и эксперты совершенно обоснованно считают, что загрязнение окружающей среды стало серьезной преградой на пути социально-экономического развития многих стран мира. Изменение качества окружающей среды напрямую связано с широким использованием устаревших промышленных технологий и экстенсивным ведением сельского хозяйства.
Не обошли эти проблемы и нашу страну. На протяжении многих десятилетий в Казахстане активное использование природных ресурсов было сопряжено с экстремально высокими техногенными нагрузками на окружающую среду. Поэтому объективной для нашей страны стала необходимость пересмотра политики в сфере природопользования. Речь идет в том числе об образовании совершенно новой государственной системы обеспечения экологической безопасности, управления охраной окружающей среды – хорошо организованной и территориально разветвленной системы исполнительных органов с соответствующими полномочиями. Основы государственной политики Казахстана в области охраны окружающей среды были заложены еще в концепции экологической безопасности, одобренной распоряжением Главы государства от 30 апреля 1996 года. В то время при выделении экологических приоритетов учитывались условия переходного периода, в частности, экологические проблемы приватизации, концептуальные подходы к природоохранному законодательству и нормотворчеству. Сегодня «экологизация» экономики – это общемировая тенденция. По мере увеличения населения планеты и роста глобальной экономики проблема охраны окружающей среды, предотвращения ее деградации становится всё более актуальной. Для этого, как показывает мировой опыт, необходим перевод социально-экономической системы государства на «зеленые» рельсы. Как известно, Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым поставлена амбициозная задача по вхождению Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира. Одновременно с этим должна быть минимизирована нагрузка на окружающую среду. В этой связи запланирован и в настоящее время реализуется комплекс конкретных мер по поэтапному внедрению в экономическую деятельность экологических приоритетов. Так, в мае 2013 года принята концепция по переходу к «зеленой экономике». В целях ее реализации утвержден соответствующий план мероприятий на 2013–2020 годы, а также создан совет по переходу к «зеленой экономике» при Президенте Республики Казахстан. Можно выделить следующие приоритетные направления, требующие особого внимания с точки зрения экологической безопасности: сельское хозяйство, водные ресурсы, энергоэффективность, электроэнергетика, состояние атмосферного воздуха, политика в отношении промышленных и бытовых отходов. Согласно проведенным расчетам к 2050 году преобразования в рамках «зеленой экономики» позволят дополнительно увеличить ВВП Казахстана на 3 процента, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг, создать более полумиллиона новых рабочих мест, обеспечить повсеместно высокие стандарты качества жизни для наших граждан. Широкое международное признание получила инициатива Казахстана – программа партнерства «Зеленый мост», которая вошла в итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию. В текущем году утвержден план мероприятий по дальнейшему продвижению программы партнерства «Зеленый мост» на 2014–2016 годы. Предусмотрены различные меры, среди которых обеспечение трансферта «зеленых» технологий через казахстанские предприятия. Вместе с тем, к сожалению, по-прежнему сохраняется напряженная ситуация с хранением и переработкой твердых бытовых отходов (ТБО). В этой связи в июне текущего года правительство приняло программу модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами на 2014–2050 годы. Планируется усовершенствовать систему обращения с ТБО, повысить эффективность, надежность, экологическую и социальную приемлемость комплекса всех услуг по обращению с ними. Сюда входят сбор, транспортировка, утилизация, переработка и захоронение. Ставится задача провести модернизацию этого сектора на основе современных технологий и методов управления и, что очень важно, при строгом выполнении требований экологического законодательства Республики Казахстан. В соответствии с указанной программой к 2030 году в Казахстане у граждан страны не должно быть проблем с своевременным вывозом ТБО, а доля переработанных отходов к 2050 году должна составить 50 процентов. Говоря об «экологизации» экономики, необходимо подчеркнуть, что одной из задач Стратегии «Казахстан-2050» является развитие производства альтернативных и возобновляемых видов энергии, на которые к 2050 году должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления. Многое для этого уже делается. С использованием мирового опыта проведена работа по созданию необходимых правовых основ. В прошлом году принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии». В его развитие разработан ряд подзаконных нормативных документов. Создан расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии, утверждены фиксированные тарифы сроком действия на пятнадцать лет для каждого вида возобновляемых источников энергии. Согласно данным Министерства энергетики, к 2020 году планируется ввести в эксплуатацию более 100 объектов с суммарной установленной мощностью более 3000 МВт. В их числе 34 ветряные электростанции (1787 МВт), 41 гидроэлектростанция (539 МВт), 28 солнечных станций (713 МВт). Очевидно, что даже при этих масштабных планах казахстанский потенциал использования возобновляемых источников энергии всё еще будет оставаться значительным. Климатические особенности страны, большое количество солнечных и ветреных дней в году во многих регионах, новые разработки зарубежных и отечественных ученых позволят создавать уникальные генерирующие источники. В этой связи тематика предстоящей выставки «ЭКСПО-2017» в Астане «Энергия будущего» позволит, во-первых, продемонстрировать наш вклад в глобальные усилия в сфере энергообеспечения и, во-вторых, приверженность Казахстана базовым экологическим принципам при производстве и потреблении энергии. С другой стороны, ожидается, что мы получим доступ к самым передовым технологиям, касающимся рационального использования энергоносителей и энергосбережения. Одной из актуальных проблем экологической безопасности для Казахстана, безусловно, является эффективное и устойчивое обеспечение водными ресурсами в долгосрочной перспективе. Так, в апреле текущего года Президентом страны утверждена соответствующая государственная программа. Основные задачи госпрограммы очевидны. Требуется гарантированно обеспечить население, окружающую среду и экономику необходимым количеством воды заданного качества и обеспечить сохранность водных экологических систем. Важным направлением работы продолжает оставаться обеспечение водной безопасности, для чего предполагается снизить зависимость Казахстана от стока трансграничных рек. В этой связи предусмотрены меры по увеличению объемов располагаемых водных ресурсов, в том числе за счет водосбережения. Предполагается, что в результате реализации этих планов к 2020 году потери в магистральных и распределительных каналах не будут превышать 20 процентов, а в ирригационной инфраструктуре – 30 процентов. Около 80 процентов сельскохозяйственных товаропроизводителей должны быть оснащены измерительными приборами на всех этапах забора и подачи воды. На 50 процентах сельхозугодий планируется применять влагосберегающие методы обработки почвы и водосберегающую реструктуризацию посевов. Ожидается внедрение эффективных технологий орошения на 30 процентах площадей. Около 20 процентов промышленных предприятий также предполагается охватить водосберегающими технологиями.
Русланбек БЕКЖИГИТОВ, заместитель заведующего секретариатом Совета безопасности Республики Казахстан
Источник: http://liter.kz