ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ГОСУДАРСТВА

/uploads/thumbnail/20170708160218016_small.jpg

Уважение к государственным символам относится к ряду важнейших конституционных норм любого государства, в том числе и Республики Казахстан. Закон «О государственных символах» гласит, что все лица, находящиеся на территории государства, обязаны чтить его флаг, герб, гимн. Именно эти символы формируют образ казахстанского общества в мировом пространстве.

О том, как в нашей стране происходит процесс индивидуального восприятия знаков отличия страны и какие при этом имеются сложности, мы попросили рассказать Зарему АБДУЛЛИНУ, начальника отдела воспитательной работы Алматинского университета энергетики и связи.

– Давайте поговорим о коммерческом использовании государственных символов. К примеру, в городе развешано много билбордов одного известного банка. На них орнамент на флаге изображен с другой стороны. Или на бутылке водки приклеен текст гимна нашей страны. Стоит ли вводить запрет на подобное использование госсимволики?

– Государственная символика, являясь частью политической культуры общества, способствует развитию духовной, идейно-нравственной культуры страны. Поэтому уважительное отношение к таким вещам просто необходимо. Что касается билбордов банка, я считаю, что, возможно, это ошибка при распечатке или при работе над дизайном эскиза. В любом случае такое небрежное отношение удивляет. Я считаю, что коммерческое использование государственных символов недопустимо. Если какая-либо компания хочет развиваться и завоевывать не просто популярность, а репутацию, соответственно, ее политика в области маркетинга должна быть не просто грамотной, а стратегически выдержанной и идеологически корректной. Какие патриотические чувства может вызвать бутылка водки с текстом гимна? Никаких. Если маркетологи этого не понимают, то грош им цена.

– Через какие механизмы можно привить уважительное отношение к государственным символам?

– Во-первых, должна быть система. В этом отношении в Советском Союзе был великолепный опыт. В СССР существовала цепочка непрерывного политического просвещения, начиная с детского сада. В детских дошкольных учреждениях рассказывали адаптированные истории про дедушку Ленина. В школе – прием в октябрята, потом – пионеры и, наконец, в комсомол. Четко было поставлено преподавание гуманитарных предметов, которым было придано идеологическое звучание. После окончания вуза на рабочих местах была организована стройная и четкая система политического просвещения. Иначе говоря, на протяжении всей сознательной жизни советский человек не выпадал из организованного процесса политической и идеологической социализации.

Во-вторых, у людей должны быть внутренние убеждения и вера. Можно развернуть широкую сеть и регулярно проводить агитацию, самые разнообразные мероприятия, бодро отчитываться о неуклонном улучшении положения. Но если нет веры и убежденности в правоте и правильности имеющихся доктрин, то тогда все намного сложнее. Политическим просвещением должны заниматься все звенья, включая государственные структуры и микроуровень. Я имею в виду семью и образовательные учреждения. Все должны демонстрировать одинаково уважительное отношение к государственной символике.

Уважение к государственным символам – это один из важнейших элементов в структуре патриотизма. Можно провести такую аналогию, когда, например, человек скучает по родным и близким, то, посмотрев на их фотографию, ему становится легче, теплее на душе. То же самое мы можем сказать и про свою страну. Находясь за ее пределами, мы скучаем по ней. Поднять настроение могут фотографии флага, размещенные в галерее мобильного телефона. Если воспользоваться терминологией психологов, то можно сказать, что государственные символы – это якорь, который нас держит, дает опору и поднимает.

– Может быть, нам просто перенять опыт, который был в Советском Союзе?

– Слепо копировать идеологию СССР нельзя, да и невозможно, так как мы живем уже в другой стране, с иными планами и приоритетами. У нас как у молодого суверенного государства есть свои особенности, которые следует учитывать в процессе воспитания и укрепления патриотизма. Существуют определенные формы и методы обучения и воспитания, которые применимы в тех или иных обстоятельствах.

Я очень рада, что в детских садах и школах день начинается с исполнения гимна страны. В вузах, с моей точки зрения, начинать день с исполнения гимна нецелесообразно. Это связано с разным расписанием у студентов: одни учатся с первой смены, другие – со второй. Однако все мероприятия, значимые с политической точки зрения, надо начинать с исполнения Государственного гимна Республики Казахстан.

– Как воспитать патриотизм с помощью государственных символов?

– Я считаю, когда ребенок с младенчества начинает знакомиться с государственными символами, – это замечательно. Но если в семье не поддержат усилия, которые делаются в образовательных учреждениях, то эта работа может обнулиться. Мы все – одно целое и должны работать в одном направлении, в унисон.

Елена ЦОЙ Коллаж Нурбола ОРЫСУЛЫ

Источник: http://vecher.kz

Қатысты Мақалалар